Артисты цирка

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Оскотский Борис Михайлович

News image

Спектор Андрей Леонидович

News image

Рыбченко Олег Яковлевич

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Цирки в мира

Донецкий государственный цирк

News image

Открытие Донецкого государственного цирка было приурочено к 100-летию Донецка и основному празднику города Дню шахтера и состоялось в августе 1969 го...

Супер цирк Бобби Робертса (Англия)

News image

Цирк в том виде, как он существует сейчас, был изобретен в Англии Филипом Эстли (1742-1814), бывшим старшим сержантом, ставшим впоследствии шо...

Московский Цирк на проспекте Вернад

News image

Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци...

Владивостокский государственный цир

News image

Цирк Владивостока – это не просто отличное здание, это многолетняя история, ведь цирк, как явление появился в этом российском городе бо...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Об искусстве канатоходцев и эквилибристов на проволоке в цирке


PostHeaderIcon Об искусстве канатоходцев и эквилибристов на проволоке в цирке

Цирковая лента - Интересные факты

сомневаться, есть ли у меня гипофиз. Собствен­но, я знал, что он имеется у каж­дого человека, но был ли он у меня? Гипофиз — это орган внутренней сек­реции. Весит он всего полграмма, а вели­чиной с фасолину. Гипофиз помещается у человека в области затылка. Он ведает многими важными функциями человече­ской жизни, и в том числе равновесием. У одного он лучше развит, у других, как говорится, «не справляется со своей ра­ботой». А сомневаться я стал вот почему. Я уже мог довольно прилично ходить по сво­бодно висящей проволоке. Жонглировал на ней, бегал, раскачивался так, что ветер свистел в ушах, и это ощущение «ветерка» даже теперь, почти четверть века спустя, доставляет мне какую-то особую, волнующую радость. Кроме того, я научился качаться, стоя на проволоке не боком, как обычно, а поперек, то есть лицом к центральному входу, и очень гордился этим достиже­нием. Но все это нажитое долгими часами ежедневных репетиций моментально покидало меня, едва я, находясь на прово­локе, пытался повернуть голову к партнерше, стоящей на манеже. Я даже не успевал сообразить, в чем дело, как про­волока коварно вышмыгивала ног куда-то вверх, а сам я кубарем валился вниз. И так повторялось при каждой по­пытке. Все шло хорошо до той секунды, пока я не делал робкого поползновения по­вернуть голову. Это сильно озадачивало меня. В чем тут дело? Спросить было не у кого. Преподаватель по классу проволоки в Техникуме цирко­вого искусства, занимался, знал лишь туго натянутую проволоку. А разница между ней и свободно висящей огромная. Так что секреты ремесла прихо­дилось постигать собственными боками. А.

. Р. Люди, не искушенные в тонкостях цир­кового искусства, присутствуя на выступ­лениях канатоходцев или эквилибристов на проволоке, не замечают, что глаза ар­тиста всегда устремлены в одну точку; эквилибрист повернулся — и сразу же глаза его машинально находят новую точ­ку. Это помогает балансу. Так работают едва ли не все выступающие в этом жанре. Я же должен был освободиться от пле­на «мертвой точки». «Зеленый», несведу­щий, я не знал тогда тайны «мертвой точки». Не знал и потому никак не мог понять, из-за чего же я грохаюсь. «мертвой точки»? В том-то и дело, что нужно. Непре­менно. Подходило время выпуска. Из стен техникума номерами. Я уже придумал для себя номер. Трюки были почти отрепетированы. «Бо­лезнь высоты» преодолена. Подошло вре­мя ставить пирог в печь — создавать но­мер. Но для этого нужно было, во что бы то ни стало вырваться из плена «мерт­вой точки»! Время, о котором идет речь, было особенным — нача­ло 30-х годов. Это была эпоха котлованов, бетонных пере­крытий, эпоха строительных лесов. Каждый день, на каж­дом шагу видели мы зримые черты жизни. Мы, молодежь, а комсомо­лия особенно, были полны не­уемного энтузиазма.

. Шло великое преобразова­ние. Все бурлило. На новый, социалистический путь вста­вала деревня. Закладывались и возводились первенцы — гиганты индустрии. И все это радостно отзывалось в наших сердцах. Катаевское «Время вперед», леоновская «Соть», «День второй» Эренбурга были нашими любимыми книгами. А время и впрямь летело вперед. Весь ритм жизни был каким-то стремительным. Нас увлекало и захлестывало «планов громадье», «размаха шаги саженья». С крыши новой фабрики-кухни на Ле­нинградском шоссе, где мы, студенты, пи­тались и где был наш своеобразный ди­скуссионный клуб, отчетливо виделись на ближнем аэродроме посадки и взлеты се­ребристых птиц. Как мы гордились и нашим чудо-самолетом «АНТ-14» и ге­роями летчиками, каждым новым успе­хом державы! «Дальше всех, выше всех» стало и на­шим девизом. ...И очень стоим мы с пилотами близко По сходству условий работы. И тоже страны патриоты. Вся наша цирковая аппаратура — дю­ралевые трубы, «чеккеля», «толрепы», тро­сы — была авиационного происхождения. Советская литература и искусство про­кладывали новые пути. Разрабатывались новые темы, невиданные до этого. Выдви­нутый самой жизнью социалистический реализм вступил в благодатную пору плодоношения. Мог ли в это горячее время цирк с его древним, подлинно народным искусством оставаться в стороне? Конечно же, нет. Здесь шло, как правильно отметил изве­стный историк цирка Е.

. Кузнецов, «широ­кое наступление за советский цирк как особый искусства». Когда я теперь вспоминаю это неповто­римо интересное время, я начинаю пони­мать, что люди, новые люди, которые тог­да приходили в цирк, именно они, под­линные энтузиасты циркового искусства, решали его победу. Молодой инженер харьковчанин Петр Маяцкий, выпускник технического ВУЗа Павел Тарасов, командир полка Красной Армии Александр Федотов (Александ­ров), художники Михаил Румянцев (Ка­рандаш) и Зиновий Махлин, рабочий-спортсмен Д. Зементов — вот далеко не полный список тех, кто вливался в новый цирк. Эти люди принимали от старой аре­ны ее отвагу, рекорды, все лучшее, что было в ней, и, переплавив все это в соот­ветствии с новыми задачами, закладывали прочный, на века рассчитанный фунда­мент цирка. Немалая роль в этом процессе принад­лежала и выпускникам Техникума циркового искусства — единственного тогда учебного заведения подобного типа. Тех­никум становился не только лаборатори­ей, но и кузницей кадров. Короче говоря, на благодатной цирко­вой почве взрастала новая поросль совет­ских артистов — людей иного жизненного опыта, образованных, идейно вооружен­ных, людей советской формации. На их молодые, крепкие плечи и перекладыва­лась тяжесть поисков и открытий новых, неизведанных дорог. Мы, студенты техникума, были за­всегдатаями Московского цирка, пускали нас и на галерку Мюзик-холла. Там в спектакле «Под куполом цирка» и увидел я впервые «Летающую торпеду» Вален­тины и Михаила Волгиных. Впечатление от их номера было таким сильным, что мы долгое время только «торпеде». Все в этом полном поэтической роман­тики номере было дорого нам. И легкие серебристые костюмы, и белый шелковый парик Волгиной, и та простота и мягкость, с какой они исполняли номер. Нас Жужжал пропеллер, сверкали бирюзо­вые глазки, серебристая торпеда, очень современной, обтекаемой формы, описывала круги над восторженным залом. А под ней Волгины проделывали с очаровываю­щий легкостью свои высокопрофессиональ­ные трюки. А как хорошо подчеркивала динамику этого номера вьющаяся на вет­ру белая накидка! Позднее, не раз выступая в цирках вместе с этой удивительной парой, я внимательно присматривался к их номеру. И я отгадал загадку того сильного впечат­ления, которое в студенческие годы они произвели на меня. В этом номере был счастливо угадан и талантливо воплощен в яркую форму тот дух авиационной державы, который был так характерен для нашей молодой стра­ны в начале 30-х годов. Волгины в полной мере ответили выразительным языком ис­кусства тем идейным и эстетическим тре­бованиям, которые нам предъявляла эпоха. Большое впечатление произвели на нас и Жерновы, эквилибристы на тугонатянутой проволоке. Не то чтобы у них были сильные, из ряда вон выходящие трюки или поражающие рекордные достижения. Нет, номера. Пятеро жизнерадостных девушек, хо­роших акробаток, и стройный юноша с застенчивой улыбкой исполняли свой номер в подкупающе живом темпе. В этом номере, сколько помнится, не было спокойных, медлительных комбина­ций. Весь он был напор и стремительность. Даже те трюки, которые по традиции, освещенной веками, исполнялись в замедленных ритмах, у Жерновых шли под га­лоп. Едва одна артистка заканчивала высо­ким воздушным прыжком на мостик свой пассаж, как вторая, вспорхнув, уже нес­лась по вибрирующей струне... Построение ритмического рисунка этого номера на­поминало своеобразный перепляс. Особенно выделялась талантливая Люба Жернова — артистка, обладающая и сценическим обаянием и незаурядной профессиональной подготовкой. Всякий раз, когда я глядел на ее выступление, мне вспоминалось удивительно точно схвачен­ное описание дебюта эквилибристки, сде­ланное чудесным мастером русской прозы Сергеевым-Ценским в его вышедшей в ту пору книге «Искать, всегда искать»: «...выбежала изгибистая, как змейка, проворно взобралась на проволоку и, лихо тряхнув головой... под музыку заскользила тонкими ногами в белых чулках». А вот как картинно описан им прыжок артистки через скамейку с цветами: «...долго раскачивалась она на звонкой проволоке, и по темноглазому лицу ее видно было, как напряглась она и как это трудно — выбрать момент. Выбрала, под­прыгнула, чуть ахнув, перескочила. «Браво!» — закричал сверху». Ольховиковых. Здесь тоже были явственно ощутимы признаки становления стиля советского цирка. Душой номера была юная Рая Калачева, впоследствии выдающаяся акро­батка. «Уланова акробатики» — так назы­вали Калачеву в профессиональной среде. Думается, что эти ранние впечатления от «Летающей торпеды», стремительного номера Жерновых, стрелков Александро­вых, жизнерадостного рекордного мастер­ства акробатов братьев Маслюковых поло­жили начало формированию наших худо­жественных взглядов. Спотыкались, но шли вперед Это было горячее время, пора поисков. Сколько на моей памяти жарких боев, споров о форме и содержании, о стиле со­ветского цирка! В чем он, этот стиль? Ка­ковы его признаки? Своей теории у нас в ту пору еще не было. Идти вперед приходилось по неизведанным тропам, на ощупь. Иногда разбивались носы. Случалось, кто-то сво­рачивал не туда, куда надо. От высокого режима горения было много шлака. Были и «издержки производства». В нашем маленьком «районном цирке» на пятой улице Ямского поля по субботам и воскресеньям стали даваться представ­ления. Студенты старших курсов проходи­ли в нем практику. Вот характерное для тех выступление. Анатолий Флорено появлялся на мане­же этаким денди во фраке и сверкающем цилиндре под руку с роскошной девицей в бальном платье. Под «тонную» музыку с упоением исполняли они добрую поло­вину своего акробатического номера. Неожиданно музыка обрывалась, и на середину арены выезжал коверный с тачкой в руках. На тачке — ящик, а на нем — с четырех сторон броская надпись: «Для утильсырья». Комик жестами пред­лагал артистам расстаться с их щеголь­ской одеждой, сдать ее в утильсырье. Дол­го уговаривать пару не приходилось. Ведь они только и ждали подходящего случая, чтобы освободиться от ненавистного обла­чения. Момент — выдернуты из швов брюк и платья скрепляющие их струны, и весь этот «хлам» летит в ящик. Под бурные звуки галопа артисты в спортивных ко­стюмах номер. А вот как выглядела попытка найти новое в музыкальной эксцентрике. Ксило­фон, на котором мы с К. Зайцевым, моим партнером по клоунаде, исполняли какую-то несложную музыку, был задекорирован под... диаграмму прогулов. В конце длин­ных риторических разглагольствований один Что же мы должны делать? Ударить по этим прогулам! — высо­копарно другой, оба набрасывались на диаграмму и ретиво ко­лотили по ней молоточками. И мы, и Флорено, и многие другие проделывали все это вполне искренне, не догадываясь, однако, что в поисках ино­го пути заходили в тупик примитива и вульгаризаторства. Артисты, которые нашли свой стиль Тарасовых? — спросил меня как-то Зайцев. А что такое? Канатоходцы. Новый номер. Пойди посмотри, потом поговорим. Вечером я смотрел Тарасовых и при­шел прямо-таки в восхищение. Во время антракта подлетел Зайцев. —Ну как? Что скажешь? Правда, здо­рово? Как тебе сказать... Не очень... Как! — удивился он. — Да что? Нет, ты шутишь... — А что в них особенного, номер как номер. Таких десятки. — «Десятки»? — ахнул Зайцев. — Да ты думаешь, что говоришь? «Десятки»! Да в номере, знать, есть свой собственный стиль... Чего ты ржешь?.. Ладно, — не я, — убедил. Зайцев то, было главным в номере Тарасовых, — собствен­ный стиль. До них мы видели немало ка­натоходцев, и среди них мастеров евро­пейского класса. Но в них не было того, чем Тарасов. Что же было особенного в номере Та­расова, такого, что отличало его от всех? Прежде чем ответить на этот вопрос, совершим небольшое путешествие к исто­кам искусства хождения по канату. профессии. Китай. песни, в которых упоминаются канатоходцы. Имеются и другие более наглядные свидетельства — рельефы на камнях. Их находили во многих провинциях Китая. На этих рельефах сохранились изобра­жения канатоходцев еще Ханьского пе­риода. А недавно газета «Дружба» напечата­ла сообщение о том, что в 1953 году в се­ле Бэйцзай уезда Инань при раскопках была обнаружена под землей каменная усыпальница. В ней было найдено со­рок два рельефа. На одном из них, в центре, изображена группа юношей-ка­натоходцев, выполняющих замыслова­тые трюки. Из других источников известно, что само зарождение искусства канатоходцев имеет еще более глубокие корни. Оно от­носится к тем временам, когда китай­ские ремесленники, те, что научились плести из джута канаты, для того чтобы проверить их прочность, натягивали кана­ты, вставали на них ногами и делали подскоки. Со временем это переросло в своеобразную игру: кто дольше, не дер­жась, устоит на канате. А отсюда — уже один шаг к искусству канатоходца. Из Китая эта профессия разнеслась по всей земле. Французский историк Фруассар (1337—1410) описывает выступ­ление канатоходца в 1385 году в Париже по случаю бракосочетания Карла . Стратт в книге «Спорт в древние времена» рассказывает о канатоходце на наклонном канате, наиболее распростра­ненном в веках: «...он натя­нул канат от вершины башни Павла до земли. Лег на канат грудью, опустив по обе стороны руки и ноги и, как свиде­тельствует очевидец, скатился вниз, как будто был стрелой, выпущенной из лука». На гравюре знаменитого Хогарта «Яр­марка в Саутвэрке» изображен прослав­ленный канатоходец века Кэдмэн — «бескрылая птица», прозванный так за свои смелые полеты на канате. Кэдмэн прикреплял к груди дощечку с желобком и «во время спуска успевал поражать мишень выстрелом из пистолета». Каждая страна выдвинула какую-нибудь яркую фигуру «канатного масте­ра». В Англии это — Чарлз Кларк, о ко­тором историк западно-европейского цирка Сальторино писал, что «высоты его искусства достиг только бразильянец Иоанн Сойседо»; в Германии — Вильгельм Кольтер, «властитель сердец немецкого народа»; во Франции — мадам Саки, «ку­мир парижан», без участия которой не проходил во Франции той поры ни один праздник, ни одно торжество. Особое место в этой плеяде кумиров принадлежит Блондену — «человеку Ниагары», чье имя в конце прошлого столе­тия было известно в любом конце земли. О Блондене написано столько, сколько вряд ли о каком другом артисте той по­ры. «Но такая всемирная известность, — замечает Сальторино, — могла возникнуть и процветать только благодаря американ­ской рекламе». канатоходца. Имен много. Я упомянул только са­мые выдающиеся. По описанию нам известны характер трюков и рекорды этих канатоходцев. Но вряд ли будет преуве­личением, если сказать, что среди миро­вых имен по праву одно из первых мест принадлежит русскому канатоходцу Фе­дору Молодцову. Материалов о нем сохранилось до обидного мало. Что говорить, когда до сих пор еще не обнаружено сколько-ни­будь Молодцова. «Канатоходцем, как и поэтом, нужно родиться», — замечает Блонден на страни­цах упомянутых мемуаров. Молодцов был прирожденным канатоходцем. Об этом рассказывают и старые артисты, знавшие его лично, об этом же говорят и те удивительные трюки, которые он не­однократно демонстрировал перед иску­шенным зарубежным зрителем. Молодцова. ...Артист появлялся на канатном мо­стике не в светлом трико, как обычно, а в поддевке, густо расклешенной книзу, на голове — бобровая шапка, ноги в сапогах с калошами. Покуражась несколько, бо­родач пускался в путь по канату, на ог­ромной высоте, без всякого балансного шеста. Внезапно где-то на середине у не­го срывалась нога. Зрители замирали. Ка­ким-то чудом человек удерживал равно­весие и под вздох облегчения почтенней­шей публики, широко улыбаясь, сбрасы­вал сверху шапку и бороду, потом летели вниз шуба, брюки, галоши. Но, перед тем как сбросить сапоги, он еще раз лихо, с молодецкой удалью, пробегал вперед и назад по канату. — Гляди, сапоги-то с каблучищами, — подталкивал соседа локтем пораженный зритель. Только абсолютная уверенность в себе, высокая профессиональность и удиви­тельная отвага — национальная черта русского характера — позволяли Молодцо­ву пользоваться таким рискованным приемом. А чего стоит хотя бы такой трюк. Передвигаясь по канату, артист балан­сировал на голове самовар, из которого при раздувании летели искры и валил пар. И это еще не все: на себе он держал полный чайный сервиз. На середине кана­та артист наливал чашку чая и приглашал любого из публики прийти и составить ему компанию. А если добавить, что ар­тист включал в свои бенефисы хождение по канату на... коньках и ходулях (трю­ки, упоминание о которых я не встречал нигде), что там, в вышине на канате, тан­цевал лезгинку, мазурку, канкан и ка­зачка с присядкой, то перед нами начнет вырисовываться облик этого незаурядно­го артиста русского цирка начала нашего столетия. Умер Молодцов в 1919 году в Угличе. Недавно я встретился с его сыном — актером Тульского театра драмы. Федор Федорович интересно рассказывал об отце, с которым юношей выступал на канате. «Когда меня забрали в солдаты, — вспоминает Федор Федорович, — отец договорился выступать в Риге, в саду. И так случилось, что антрепренеры обману­ли его. Мне неизвестны подробности, но я слишком хорошо знаю, как эти господа обставляли нашего брата, артиста. Коро­че говоря, отцу пришлось заложить все: и реквизит и одежду, какая была, чтобы выбраться оттуда. А вот что произошло в Петербурге, — продолжает Федор Федорович. — У Разъ­езжей был увеселительный сад. Отца при­гласили выступать там. По договору купец Васильев должен был поставить столбы 20 саженей высоты, а он взял да и врыл один гнилой столб. Во время представле­ния, когда отец находился на канате, бо­ковая растяжка случайно соприкоснулась с оголенным электропроводом (все ведь делали кое-как), получилось короткое замыкание. Трос пережгло. Гнилой столб стал валиться. Отец сорвался вниз. В результате — перелом двух ре­бер, несколько трещин, сотрясение мозга. Год пролежал в больнице. Хорошо, друзья не оставили в беде. Петр Невский, гармонист был такой известный, собрал по подписному листу деньги — это нас кое-как поддержало. Вот так оно и бы­ло», — закончил свой рассказ Федор Федо­рович. «Русское чудо», — писали о Молодцове лондонские газеты, когда он совершил сенсационный переход через Темзу. Позднее, в Финляндии, он перешел через бешеный водопад Иматру, шум которого слышен за десять верст. «Федор Молодцов своей отвагой и ма­стерством превзошел прославленного, стя­жавшего мировую известность иностран­ца Блондена», — свидетельствует извест­ный музыкальный клоун И. Радунский (Вим-Бом), неоднократно выступавший вместе с ним. к вопросу о том своеобра­зии, которое уже тогда резко отличало выступ­ление Тарасовых от за­рубежных представите­лей жанра. Молодой инженер, ленинградец Та­расов, человек, страст­но влюбленный в цирк, словно эстафету, принял у старого цирка все луч­шее, что было прославленны­ми мастерами. Наследуя высокое молодцовское умельство, смекалку, только сохранить это богатство, но и приумножить его. Вместе друзьями, рабочими, увлеченными цирком, канату. На первых порах у любителей-кана­тоходцев не было ни настоящего уме­ния, ни опыта. Зато в избытке облада­ли они настойчивостью и спортивной закалкой. В спортзале небольшого рабочего клуба на Малой Охте рождался номер, который в дальнейшем по справедливос­ти занял одно из первых мест в ряду лучших номеров молодого советского цирка. В чем же выражался новый стиль эквилибристики? Он слагался из многих черт. Собранные вместе, они выливались в этом номере во что-то очень современное, созвучное духу и характеру совет­ской эпохи. Прежде всего, сам облик молодых артистов. Когда они появлялись на ма­неже в светлых спортивных костюмах, подтянутые, с жизнерадостными улыб­ками это сразу же располагало к ним зрительный зал. Своеобразным было начало. Стреми­тельные — одна живее другой — перебежки по канату придавали номеру будоражаще-динамичный характер. Тарасов прекрасно учел психологию зрительского восприятия: после жирной порции смеха — эмоциональнее воздей­ствует что-то печальное, вслед за суро­вым эпизодом — тихое, спокойное раз­думье... Так и здесь: галопирующая динами­ка неожиданно сменялась элегией. С мо­стика на канат выходила Зинаида Тарасова. Застенчивая женственность вместе с каким-то особенным внутрен­ним благородством делали ее безуслов­ным украшением номера. Под звуки тихой нежной мелодии медленно двигалась она по канату в большом мешке с завязанными глазами. Это не было новым. Но то как «проход в мешке» компоновался со всем номе­ром, и то, как сдержанно, без нагнета­ния страха подавался он, придавало это­му трюку некую романтическую окраску. И все-таки секрет успеха номера ка­натоходцев Тарасовых был в самом Пав­ле Тарасове, в его удивительном сцени­ческом обаянии. Ладно скроенный, феноменально сильный и в то же время сноровистый, с лукавыми искорками в глазах и широкой добродушной улыбкой, он очень скоро оказывался центром внимания всей публи­ки. В нем была какая-то приятная прос тота и ощутимая доступность. Зрителям он казался, если можно так выразиться, «свойским парнем». Как «нижний» он обладал отлично развитым чутьем. Это позволяло ему свободно переносить по канату своих партнеров в сложных акробатических трюках: «одна рука на голове», «голова в голову». Впервые в номере Тарасовых увидел я использование балансового шеста как коромысла. Это было новинкой. Если не ошибаюсь, — изобретением самого Тара­сова. ...Двое его партнеров располагались на укрепленных по концам «коромысла» ма­леньких трапециях. Тарасов приседал и мускульным усилием отжимал себе на плечи это живое коромысло. На него взби­рался еще один партнер. И вот нетороп­ливо, с осторожностью нес он по канату свою нелегкую ношу, которую многим и на земле-то с места не сдвинуть. И зри­тель полностью ощущал и рискованность этого перехода, и недюжинную силу Та­расова, и его высокое, не каждому данное чувство баланса. Как и Молодцов, Павел Тарасов родился канатоходцем. Если прибавить, что весь номер отли­чался высокой исполнительской культурой, отличным вкусом и жизнерадост­ностью, то все это вместе взятое и может послужить ответом на поставленный мной вопрос. я продолжал вести упорную схватку со строптивой проволокой. Все шло хорошо до той секунды, пока я не пытался по­вернуть голову. Это был единственный пункт наших разногласий. Я срывался и снова вставал на трех­миллиметровый трос, как на горло сказочной гидры. Ее строптивому характеру противостояло мое упорство. И все же чаще всего победа была на ее стороне. Я начал серьезно подумывать: «Раз этот поворот головы никак не делается, значит, он просто неисполним. И гипофиз тут ни при чем». Все шло к тому, чтобы я отказался от безуспешных попыток. Но тогда нужно было отказаться и от номе­ра, «выстрадал». Я стал думать: а не создать ли мне номер, в котором бы я без затей мог демонстрировать свои трюки, ну, хотя бы в таком плане, как Ульяни. Как раз в то время артист приехал из-за границы и вы­ступал в стилизованном русском костю­ме на арене Московского цирка. Ульяни был приличным жонглером на «слэк-роуп», сво­бодно висящая проволока. Успех Ульяни имел большой. Ему очень шел костюм «доброго молодца». Довольно бойко про­делывал он целый ряд технически слож­ных жонглерских трюков на проволоке. Кто-то из артистов сказал мне, что настоящее имя Ульяни — Вилли Пачинский, что он из наших эмигрантов. Раньше с мальчишеских лет выступал в русских провинциальных цирках под именем Виллиус. А можно было поступить иначе. Ре­гулярно просматривая немецкий цирко­вой журнал «Дас программ», я видел много рекламных снимков «слэк-роуп». Две девушки держат в зубах конец про­волоки, на которой работает эквилибрист. «Возьму двух самых красивых деву­шек, — размышлял я, — натренирую их держать в зубах трос и буду показывать свои трюки. Чего же лучше». Но тут я вспомнил «Трех Гендель». Этих австрийских артистов видел я тог­да же в «Аквариуме». Я вспоминал не­естественно вытянутые девичьи шеи, на которых при каждом шаге их партнера неприятно натягивались жилы. В этом было жалкое. «Нет, ты не должен отступать от сво­его замысла», — внушал себе. точкой». Формирование художественного вку­са — сложный, а нередко и противоречи­вый процесс. В студенческие годы на фор­мирование моего художественного вкуса влияло многое: и эстетическая красота номера Волгиных, и тонкий комизм Дмит­рия Маслюкова, и прозрачная буффона­да Эйжена, и жизнерадостное искусство Тарасовых. А еще раньше — выступления Шуретты и Жоржа Розетта. Лирическое обаяние этой прелестной пары, легкой и грациозной, работающей на проволоке как бы играючи, напевая, произвело на меня огромное впечатление. Пожалуй, это и определило мой выбор жанра. Сюда можно прибавить походы в теат­ры, музеи, чтение книг. Книги! Я прогла­тывал их без разбора и счета. И вскоре понял: если не будет заведена какая-то система, ни к чему хорошему это не при­ведет. Начался период сбора материалов по цирку. Он велся по трем разделам: история, - все виды эквилибра на проволо­ке и клоунада (она меня интересовала на­равне с проволокой). Хотелось знать о своем ремесле как можно больше. Ну и, конечно, наши споры. В те го­ды они велись непрерывно. Споров было много, тема — одна: цирк. Каких только сторон цирковой жизни мы ни касались: нужны ли нашему новому цирку фрак и страусовые перья? буффонада или сатира? каким должен быть новый цирк?.. Но самые жаркие споры в стенах нашего маленького цирка на Пятой улице Ямско­го поля разгорались вокруг вопроса: де­монстрационный номер или сюжетная сценка? «Демонстрационными» мы называли номера, где без всяких затей один за дру­гим трюки. удивишь этим! — на­падали противники «голой демонстрации». сценки?! форма. артисты цирка, — с го­рячностью, свойственной юности, возража­ли сторонники сценок. Какая там форма! Нет трюков, вот и хотите спрятаться за «игру». хорошей сценки, а играть на манеже нужно уметь. В старом цирке умели. Тогда каждый был обязан пантомимах. Рассказывайте! Трюк, чем держится цирк. трюк — по­клон, нам, бога». новые формы! И тут спорщики принимались доказы­вать друг другу, что новое будет в новой аппаратуре, трюках. — А «подача номера останется «вре­мен Очакова»? Да?! — горячились ратую­щие за сценки... Словом, стороны, как говорится, оста­вались при своих мнениях. В пылу полемического запала мне ка­залось: единственный путь — сюжетные сценки. Они — и ничто другое — будущее цирка. Придет время, говорил я себе, и все остальные это поймут... Вместе с К. Зайцевым мы были одни­ми из самых ярых поборников сюжетных сценок. Постоянно шушукаясь, мы выгля­дели, наверное, заговорщиками или, по крайней мере, людьми странностями. В этот период Зайцев увлекался тур­ником. предвыпускной производственной практики он помимо клоунады выступал в студенческом номе­ре турнистов эксцентриком. Репризы свои Зайцев проводил в мягкой манере, без комикования и грубостей. Зрители прини­мали его тепло. К выпуску он придумал для себя и своей партнерши В. Малинов­ской театрализованный скетч на турнике. Незамысловатый сюжет его развивался где-то на морском берегу. Турник дол­жен изображать пляжную будку от солн­ца, тентом. Технические трюки были тщательно обдуманы и оправданы «сквозным дейст­вием». Вырисовались образы: она — ми­лая, женственная, по-озорному лукавая пляжница, девушка, знающая себе це­ну. Он — незадачливый близорукий по­клонник... «Знакомство на пляже» — так свою сценку. Вспоминаю, что меня к мысли о сцен­ках привели довольно извилистые дороги. Уже в то время я серьезно увлекался творчеством Чаплина. Но я никогда не позво­лил бы себе копировать его. Един­ственное, что я позаимствовал у него — тросточка. У нее были огромные возмож­ности. В том замысле, который складывал­ся у меня, тросточка с загнутой руч­кой необходима. В последний год занятий наша ма­ленькая группа класса клоунады увлек­лась мимическими этюдами. Мы делали целые мимические сценки и настойчиво тренировали себя в сложном искусстве «игры с несуществующими предметами». Мы знали сценки итальянских мимов — предшественников народной комедии, по­знакомились с творчеством древнеармянских мимов-гусанов. Многое знали о Гаспаре Дебюро — знаменитом французском миме, который целых полвека являлся душой парижского «Театра канато­ходцев». Это был волшебник, который умел, не произнося ни единого слова, сказать обо всем. Проволока для Дебюро была одним из выразительных средств в создании его знаме­нитых арлекинад. «Значит, можно и на про­волоке создавать интересные сценки, построенные на еди­ном сюжете», — ободрял я себя. Гаспар Дебюро из прошло­го протягивал мне руку, как Федор Молодцов подавал ее Павлу Тарасову. Как-то я прочел у Сальторино о «принце свободно висящей проволоки» Эйжене. Внимание мое привлекло то, что этот артист уже тогда предпринимал успешные по­пытки создавать на проволо­ке картинки. «... Он больше не чело­век, — рассказывает Сальторино, — он — мотылек, а про­волока — стебель гигантского цветка. Черный мотылек, сумасшедше смелый, задорно качался на стебле, упиваясь цветочным нектаром. Внезап­но, расправив свои темные крылья, мотылек улетает в ночное небо». Это лишний раз говорило о тех неисчерпаемых возмож­ностях, которые таит в себе трехмиллиметровый трос. В поисках чем-то помогли мне и рассказы о Строди. Сам я не видел этого англий­ского эксцентрика-эквилибриста, о котором позднее прочел у Ю. Олеши, что внешне был он «самый обыкновенный городской портняжка — в котелке, в пиджачке, с усиками и с галстуком набекрень... Он как бы случайно попал на проволо­ку. Он изображает человека, занявшегося не своим делом». Ни «галстук набекрень», ни стродиевские усики меня не привлекали. Думалось, что увлекательнее суметь вызвать смех собственным внешним видом. А вот: «слу­чайно попал на проволоку». Тут... Именно тут нужно вести поиски. Кто «естественно» может оказаться на проволоке? Монтер. Такой ответ может подсказать только ленивая мысль. Мон­тер на проволоке... Что же тут особенно­го? Монтера всегда воспринимаешь вмес­те с проволокой. В этом нет никакой па­радоксальности. А нужен был именно па­радокс. Короче говоря, четыре человека мо­гут «естественно» оказаться на проволо­ке: сумасшедший, пьяный, лунатик и влюбленный. Может быть, есть и другие. Я лично — не знаю. Трое первых меня никак не устраивали. А вот «влюбленный безумец, опьяненный любовью» — это уже другое дело! Отгадка прячется где-то тут. ...Амур выпустил в сердце молодого человека слишком крупнокалиберную стрелу. Он потерял покой, время и го­лову. Ради нее — его блондинки — он го­тов на все. Она спортсменка — и он ста­нет спортсменом. Ничего, что он никог­да в жизни не сделал даже утренней за­рядки. Ведь это нужно ради нее! Так он может оказаться на проволоке. И это бу­дет: «человек, занявшийся не своим де­лом». притяжения. Его будет болтать, качать, каж­дую секунду он проводит под угрозой сорваться вниз, только зацепясь крючком тросточки за проволоку, он каким-то чу­дом сможет удержаться. Так в воображении вырисовывались контуры будущей сценки. Теперь нужно было выбрать место действия. Где в жиз­ни встречаются тросы и растяжки? На пароходе. Нет, это сложно. Нужно горо­дить большую декорацию. А может быть, где-то на море? Это уже ближе... как в детской игре: «Тепло... еще теплей...». Яхт-клуб — «жарко»! Позднее для других моих сценок: «Под утро», «Вот, что делает любовь...», «На нашей даче» — придумались и дру­гие места действия. Тогда же «Яхт-клуб» меня устраивал полностью. Чтобы нарисовать шарж или карикатуру, нужно быть хорошим рисовальщиком. Изображать человека, который не может устоять на проволоке, возможно только в совершенстве владея эквилиб­ристической техникой. Как мог я оглядываться на партнер­шу, скрывая от нее страх и свое унижение, если голова моя, глаза были жалкими пленниками «мертвой точки». Вот почему мне так необходимо было освобождение от плена. Вот ради чего я вступил в еди­ноборство со строптивой проволокой. Это был долгий и суровый поединок. Мы изматывали друг друга. Часто, очень часто ей удавалось сбрасывать меня навз­ничь. Я поднимался и снова топтал ее ногами, опять и опять пытался повернуть голову то вправо, то влево. Наконец, она, словно поняв, что я не отступлюсь, стала сдаваться. Сначала на какие-то секунды она разрешала мне от­вести глаза от «точки». Я пользовался этим: старался лучше запомнить, как же удалось провести ее. И закреплял. В конце концов она отказалась от борь­бы. Как я ликовал! Я был свободен: мог глядеть, куда хотел, на кого хотел и сколько хотел! Каждая свободная минута посвяща­лась обсуждению наших сценок. Соученики стали поглядывать на нас с Зайце­вым как-то странно, будто на отпетых. Временами нас посещали сомнения в из­бранном пути. Такие опасения не были беспричин­ными. Фактически в практике молодого советского цирка подобного опыта еще не имелось. Мы горячо ратовали за созда­ние сюжетных номеров, а по существу это было пока только нашими благими намерениями. Не больше. Главная беда состояла в том, что у нас почти не было предшественников. В какой-то мере у братьев Миарес было подобие сценки с подвыпившим гулякой. Но только подо­бие. И потом сама тематика их номера была чужда нашим взглядам. Позднее появились Броунинг. Это были велосипе­дисты, разыгрывающие комедийную сцен­ку «Свидание в магазине». Нам, студен­там, эта сценка понравилась. Но ее харак­тер, а главное, манера подачи не могли быть нами приняты безоговорочно. А на­ших, советских образцов, рожденных на родной почве и близких нам по духу, мы в ту пору, повторяю, не имели. К тому же нам приходилось быть и авторами и ре­жиссерами. И все же практика подтвердила, что и нами не зря изводились «тонны словесной руды ради грамма радия», что и на­ши настойчивые поиски и маленькие от­крытия в конечном итоге по-своему спо­собствовали делу становления и развития советского цирка. Два года спустя, когда я сам уже стал артистом, я к стыду своему узнал, что функции равновесия осуществляет вовсе не гипофиз, а мозжечок и лабиринт — орган внутреннего уха. Так что гипо­физ здесь был не при чем и без него можно было обойтись вполне, мастерства — никак. В это время мне довелось увидеть канатоходцев Свириных. У Свириных тоже «весомо, зримо» ощущался дух и стиль советской цирковой школы. Их исполнительская манера была прямо-таки полюсно отлична от тех западных образцов, кото­рые в те годы мы во множестве видели на наших аренах. При этом не следует забывать одно важное обстоятельство: когда теперь мы смотрим номер канатоходцев-рекордсменов Волжанских или, скажем, окрашенный юмором и овеянный ветрами морской романтики номер молодых канатоходцев Хибиных с их красочным оформлением, где стройные мачты и флаги расцвечивания рождают ощущение праздничной палубы корабля, а жизнерадостные моряки высоко на проволоке отплясывают «Яб­лочко» и крутят сальто, то, повторяю, не следует забывать, что и Волжанские и Хибины создавали свои номера в последние годы, когда стиль и характер советского циркового искусства уже определился во всей полноте. Идейно-творческое оружие эти артисты могли щедро получать из богатого арсенала советской арены. Совсем иначе было у Тарасова и Свириных. Они еще не располагали таким могучим арсеналом. На воображение нович­ка Тарасова, да и на Свириных, людей уже искушенных в цир­ке, могли оказать гипнотизирующее влияние показной лоск, игра со смертью и тот специфический душок, который исходит от буржуазного искусства. У идейных вдохновителей буржуазного циркового искусства в ходу слово — «трилль». Слово это английское. Его употребля­ют, желая выразить сенсационность, сверхэффект. «Трилль» — это зрелище, от которого замирает дух, спирает ды­хание. «Трилль» — ужасающая сверхъестественность. Если в вы­ступлении канатоходцев отсутствует «трилль», такому номеру не так-то просто получить ангажемент. Ради «трилля» мчатся по канату на мотоциклах с кипящи­ми самоварами, выступают над клетками со львами, над доска­ми, которые усеяны кинжалами остриями вверх. По законам «трилля» строит свой аттракцион знаменитый Оттенс. Он выступает в обличье страшной гориллы. На глазах ошеломленной публики чудовище похищает маленькую зритель­ницу, девочку лет пяти, не больше, хорошенькую, словно кук­ла. Мгновение — и вот уже обезьяна, держа ребенка в лапах, — под куполом. Спасаясь от преследователей, горилла движется по канату... Вот-вот она сорвется. Зрительный зал замирает, объятый ужасом, леденящим кровь. Это — «трилль»! К «триллю» прибегают для рекламы. ...Через улицу, от небоскреба к небоскребу, протянут канат. По нему движется человек. На нейлоновых полотнищах, прикреп­ленных к балансному шесту, написана реклама акционерного об­щества, купившего артиста. «Трилль» присутствовал во всех виденных нами иностранных фильмах, где героем был канатоходец. В некоторых иллюстрированных зарубежных журналах имеет­ся постоянный отдел: «Сто способов сломать себе шею!» Здесь публикуются снимки и описания «триллей» мировых канатоход­цев. Номер эквилибристов может быть и без «трилля», но тогда в нем должна главенствовать пикантность и эротика, либо иное «щекотание» пресыщенного вкуса. «Королями туго натянутой проволоки» в те годы считались братья Миарес. Старший появлялся на манеже в образе некоего великосветского гуляки, человека, которому «море по колено». С распущенными волосами, выбивающимися из-под сдвинутого на затылок цилиндра, этот «прожигатель жизни» «случайно» попа­дал на проволоку. Как видно, она казалась ему постелью. Гуляка предпринимал целый ряд попыток улечься на ней спать. Несправедливо было бы умолчать о высоком профессиональном мастерстве этих артистов. И тем обиднее, что их незаурядные возможности фактически растрачивались на пустяки, на возвеличивание «милых кутил», на поэтизирование кутежей и пьянства. Такой «стиль» царил на цирковой арене тех лет. И нужно бы­ло обладать большой долей здравого смысла, чутьем, быть идейно зрелым художником, умеющим глядеть вперед, а не назад, что­бы устоять против гипноза жрецов буржуазного искусства. Художник должен тонко чувствовать дух своего времени. Но этого мало. Он должен уметь правильно отображать его в прав­дивых, полнокровных образах. Я не знаю, работал ли со Свириными режиссер, или сами они пришли к решению своего номера именно в том ключе, в каком мы его тогда увидели. Это не столь важно. Важнее то, что моло­дые артисты не стали подражать ни знаменитым Валенда, высту­пающим в черных трико с изображением черепов на груди, ни их трюкам, при исполнении которых останавливался оркестр и под тревожную дробь барабана артисты, как призраки, двигались по канату, нагнетая чувство тревоги и смертельного страха. Не по­желали они следовать и по пути, избранному иностранной труп­пой «Ниагара», в чьем аттракционе было много пиротехники, оглушающего шума фейерверков, бряцания копий и щитов и мало подлинного мастерства. Свирины пошли своим путем. На заре творчества среди различных номеров, которые прихо­дилось исполнять братьям Свириным, была «переходная лестни­ца». В этом сравнительно молодом жанре циркового искусства им удалось достичь заметных результатов. «Переходная лестница» по чувству баланса родственна канату. У братьев родилась идея создать большой номер канатоходцев. Наши цирки испытывали тогда нужду в номерах этого жанра. Имея хорошую акробатическую подготовку, Свирины быстро соз­дали запас технически сложных трюков, таких, например, как «двойная вилка». Выглядело это очень эффектно. ...На плечах у братьев покоилась вилка-штанга, на ней — двое партнеров, штангу. Венчала всю эту, как казалось, неустойчивую, но внуши­тельную пирамиду, имеющую вид как бы трёхъярусного каната, юная Свирина — потомственная артистка, обладательница подлин­ного сценического обаяния и незаурядного мастерства. Владей таким выдающимся трюком труппа «Ниагара» или же прославленные Кни, чья династия канатоходцев насчитывает сто пятьдесят лет существования, уж они бы — нетрудно догадать­ся — нагнали страха на публику. А Свирины подают этот феноменальный трюк как безусловно серьезное достиже­ние, которым они гордятся, но и с благородной сдержанностью, характерной для людей, уверенных в се­бе. Нет, нам, сидящим в зале, не кажется, что это легко и просто. В то же время мы невольно заражаемся уверен­ностью артистов, и оттого возрастает наше восхищение их мастер­ством и сила эстетического воздействия. канатоходцев Свириных. В поисках новых черт, способных обогащать советский цирк, артисты, выступающие в жанре эквилибристики, использовали все самое ценное, что было накоплено русскими мастерами пред­шествующих поколений. До Веры Сербиной попытки танцевать на проволоке пред­принимали Елена Дазмарова — «жемчужина Средней Азии», Дарья Голядзе, Юлия Чуйкова, которую хорошо знали в городах Украины. Да и сестры Сербины, когда еще все были вместе, робко, пунктиром пытались украсить свои выступления танцевальными па. Когда мысленным взором окидываешь арены наших городов и видишь в вечерних огнях представлений танцующих на про­волоке Довейко и Виноградову, исполняющих танцы на проволо­ке Зою и Анатолия Книжниковых, «танцевальную проволоку» Гвоздева, Вурдона, Ильина, то невольно напрашивается вывод: а не много ли «танцующих проволок»? Сегодня Вера Сербина и Нина Логачева — лидеры среди тан­цующих на проволоке, а завтра — так уж устроена жизнь — в ли­деры может вырваться еще никому не известная ученица учили­ща циркового искусства, которая, быть может, сейчас, в эту ми­нуту, добросовестно и упорно штудирует экзерсисы на Пятой ули­це Ямского поля. Эквилибристика на проволоке не знает пределов. Здесь широ­кий простор для выдумки, для счастливых находок и открытий. В этом древнем искусстве все старо и все может быть молодым, свежим. Это убедительно доказал Алексей Артемьев. Со своими партнерами он тоже танцует, точнее, пляшет на проволоке. Но все дело в том, что Артемьев взял у прошлого аппаратуру — натя­нутый трос, а от набора трюков отказался. И правильно сделал. Он пошел в наступление с новых позиций. И выиграл сражение. Все в этом номере располагает нас, зрителей, сразу же настраи­вая на приятный улыбчатый лад: и березки, и перепляс под гар­монь, а больше всего сама атмосфера, от которой веет чем-то род­ным и близким. Как и артемьевский раешный дед-весельчак молодел, пускаясь в пляс, так молодеет в этом номере и древняя проволока. И другому эквилибристу удалось вернуть молодость, правда, менее старому, но все же повидавшему виды старичку — «танц-канату». Бойцов овладел им в совершенстве. Ему удалось найти хо­роший ритм, который он выдерживает до конца номера. Я мечтаю увидеть еще более широкий расцвет забытой «про­волоки на амортизаторе», той самой, которую в моей юности назы­вали «танц-канатом». Как красивы на нем «седамы»! Какую ле­тучую воздушность способен он придавать простым прыжкам! Богата своим разнообразием эквилибристика на проволоке. Каких только видов не знает она! И высокий канат, и «туго на­тянутая проволока», и «свободно висящая», и так называемая «косая» (наклонная), получившая наибольшее распространение в эпоху средневековья, выдвинувшая знаменитых мастеров, чьи име­на, отмеченные в исторических хрониках и запечатленные на ста­ринных гравюрах, дошли до наших дней, и «проволока с аморти­затором», придающая прыжкам артиста особую грациозность и воздушность и которая ждет своих новых приверженцев, и «двойная» — верная помощница сестер Кох с их великолепным мастерством. А как-то Александр Ширай поделился со мной сво­им интересным замыслом создать номер для пятерых девушек-эквилибристок на... «тройной» проволоке, или номер «движущая­ся» проволока, которая похожа на гигантскую велосипедную пе­редачу. Такая проволока, как мне кажется, таит в себе большие, еще не до конца раскрытые возможности. Показанные несколько лет назад советскими артистами Орландо (Курзямовыми) отваж­ные, полные динамики трюки подтверждают эту мысль. В этом же ряду и «улавливающая проволока» — самая моло­дая из проволок, придуманная Леонидом Маслюковым. Хотелось бы упомянуть и о неограниченных комбинациях раз­личных проволок — например, «свободно висящая» с «тугой», «проволока на амортизаторах» с «воздушными рамками» и т. п., — которые предоставляют мастерам эквилибристики большой про­стор для творческой выдумки. Гордостью советского цирка, яркой страницей его истории, не­сомненно, являются результаты, достигнутые мастерами экви­либристики — представителями братских национальных рес­публик. Я очень люблю смелый и самобытный номер дагестанских канатоходцев Цовкра, пропитанный ароматами родной земли. В нем очаровывает тот рекордный класс, которого достигли эти артисты — вчерашние чабаны горного аула. Недавно в музее циркового искусства я познакомился с отзы­вами зарубежной печати. «...Они показывают фокусы, разгадка которых кажется почти невероятной», «Их номера кажутся галлюцинацией», — писала о выступлениях Цовкра пресса Анг­лии, Бельгии, Франции. Даже меня, профессионала, удивляют их головоломные трюки. Меня восхитила дерзкая мысль затащить на канат подкидную доску, с которой самый юный участник этого номера совершает приход на плечи третьему че­ловеку. Не будем забывать при этом, что те трое стоят на пле­чах друг у друга и все вместе — на проволоке. Да, именно та­кой и должна быть арена: рекордно смелой, пренебрегающей пределами, поставленными природой! Душой номера Цовкра является народный артист Дагестанской ССР Рабадан Абакаров, чьи организаторские способности, арти­стический темперамент и незаурядные качества акробата-эквили­бриста помогли создать номер, равного которому нет во всем мире. Многое можно сказать и о народном артисте Дагестанской ССР Гаджи Курбанове — создателе другого выдающегося аттрак­циона канатоходцев, со своими, тоже рекордными, трюками. Очень хочется когда-нибудь во весь голос рассказать об этих талантли­вых коллективах. Я слышал, что они соревнуются между собой. Можно только радоваться такому творческому состязанию. Оно двигает наше общее дело вперед. Еще мальчишкой восхищался я самобытным искусством ка­натоходцев Средней Азии Ташкенбаевых. Их уходящее в седую старину искусство шумных базаров и площадей и теперь, спу­стя столько лет, не поблекло, сверкает как драгоценный камень. То, что в их номер влился элемент юмора, еще больше при­близило его к древнему демократическому искусству дорвозов. Как редкостную находку воспринимаю я простой и какой-то очень жизненный повод, по которому «посторонний» человек оказы­вается на канате. В лице румяного, пышущего здоровьем толстяка Акрама Юсупова, с его добродушной, не сходящей с физиономии улыб­кой, этому коллективу посчастливилось найти артиста яркого ко­медийного дарования. Если дагестанский аул Цовкра сделал щедрый подарок со­ветскому цирку — канатоходцев Цовкра, Узбекистан — Ташкенбаевых, то национальный азербайджанский цирк выдвинул ко­лоритную фигуру канатоходца Алихана. В созданном им номере самому Алихану принадлежит центральная роль. Вьющий че­рез край темперамент, выигрышные внешние данные в сочета­нии с уверенной точностью, с безупречным мастерством, окра­шенным своеобразием национальной формы, делают этот номер гордостью советского цирка. Первым цирком в моей профессиональной работе был Тбилисский цирк. Отсюда, с арены этого старень­кого, дощатого сооруженьица на берегу Куры, два­дцать с лишним лет назад началась моя самостоятель­ная творческая жизнь. Недавно я снова побывал в Тбилиси. И не узнал города. Я поднялся на фуникулере и увидел совсем новый, другой город. Любуясь вновь сооруженным монументаль­ным зданием цирка, я понял, как двинулась вперед жизнь. Пожа­луй, мы, артисты, постоянно разъезжая по городам родной земли, наиболее полно, воочию видим, как хорошеет она, как меняется на наших глазах. Так же меняется и советский цирк, совершаю­щий ныне триумфальное шествие по странам Европы. цирка, более прекрасным видится его Завтра. Журнал «Советский цирк» январь.1959

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Авторизация