Артисты цирка

Ибрагимов Грант Евгеньевич и Ибраги

News image

Ибрагимов Грант Евгеньевич, род. 6 апреля 1951 г. Акробат, дрессировщик медведей. Ибрагимова (Щ...

Династия Стрельниковых

News image

Левицкая-Спиридонова Александра Ген

News image

7 ноября 1987 г. , Москва (по паспорту, а на са...

Досов Дмитрий Владимирович

News image

Саврасов Виктор Петрович

News image

Ирина Хорошилкина

News image

Цирки в мира

Криворожский государственный цирк

News image

В Кривом Роге жители познакомились с цирком довольно давно, однако свой цирк у них появился только в 1970 году. Впервые св...

Французский цирк Автово

News image

Санкт-Петербургский Французский цирк Автово является преемником передвижного цирка Маяк . Маяк в свое время гастролировал в ...

Омский государственный цирк

News image

Омский цирк – это цирк почти с сорокалетней историей, за годы работы, на его арене выступали многие известные артисты, представители вс...

Национальный цирк Украины (Киевский

News image

Киевский цирк один из самых значимых цирков Украины, кроме того он же и один из старейших, до его появления в Ки...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Чарли Чаплин


PostHeaderIcon Чарли Чаплин

Цирковая лента - Цирк в мире

Чарли Чаплина связаны с цирком. Впер­вые на цирковом представлении он присутствовал в детские годы. «Это бы­ло, — вспоминает Чаплин, — в Миддльсбро, в Англии. В то время я не находил ниче­го более прекрасного, чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне же­лание быть похожим на него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со щеткой и с кастрюлей, отряхиваю­щего о себя какую-то воображаемую пыль. Он вызывал такие взрывы хохота у пуб­лики, что весь город стремился посмотреть на него... Он в равной мере был прекрас­ным жонглером, наездником, акробатом, мимом. Бывало он вскакивал на лошадь и в течение нескольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он лю­бит, ревнует, убивает соперника и, зако­ванный в кандалы, идет в тюрьму. Я находил это великолепным, и с тех пор у меня не было другого желания, как подражать ему». Это и привело юного Чарли, как он сам говорит, в «мир опилок». Да и мать Чап­лина желала видеть своего ловкого, гиб­кого сына артистом цирка. Ежедневные тренировки ученика акробата, бесконеч­ные повторения неудающихся трюков, «постоянный риск переломать кости» — по выражению Чаплина, отчаяние и окрик, а то и увесистый тумак учителя-хозяина — вот чем были заполнены учени­ческие годы будущего создателя кинема­тографического шедевра «Цирк». И не произойди однажды несчастный случай с малолетним акробатом, когда он проде­лывал «опасное двойное сальто, вероят­но, — вспоминает Чаплин, — остался бы я до конца моих дней в цирке» . На формирование творческого облика Чаплина большое внимание оказала бо­гатая английская традиция клоунады и эксцентрики. Если в комедийном мастерстве коротыш­ки Литтл Тича Чаплин черпал уроки тра­диционной английской эксцентрики и меланхолического бурлеска, основанных на выразительной работе с клоунским рек­визитом, то у комика-простака Дена Лейно, строящего свои выступления в мягкой, естественной манере, он учился реалистическому раскрытию образа в искусстве смешного. Большое, непосредственное воздействие на раннее формирование Чаплина оказал и волшебный мир знаменитых рождест­венских празднеств, когда бушующие вол­ны народного веселья по вековой тради­ции долгие недели плещут о берега лон­донских улиц от Лэмбета — прокопченно­го квартала бедняков до Лестер-сквера, этого грандиозного открытого цирка, где уличные клоуны, дрессировщики, клиш-ники, маленькие оркестрики давали пред­ставления на воздухе за гонорар, собирае­мый в шапки. Пройдет немного времени, и юный Чаплин будет уже не зрителем, а сам начнет выступать в роли клоуна на подмостках театра «Эмпайр», расположен­ного в самом центре Лестер-сквера. Любо­пытно, что ныне на том месте, где когда-то стоял «Эмпайр», высится огромный первоэкранный кинотеатр «Одеон». Здесь в конце 1952 года и состоялась премьера знаменитых чаплинских «Огней рампы» — этой потрясающей, полной горечи драмы старого клоуна Кольверо. Сюжет и действие этой кинодрамы, как, впрочем, и «Малыша», и «Спокойной ули­цы, и «Новых времен» и многих других, навеяны неизгладимыми воспоминаниями детства, которое прошло у Чаплина в бедняцком квартале Лондона — Ист-Энде, среди ужасающей нищеты, бездомных и бродяг, среди обездоленных «маленьких людей».

. Позднее, вспоминая об этом не­человечески трудном пути, Чаплин ска­жет: «Никто не поверит, что все это мы пережили в действительности» . Кем толь­ко не довелось быть Чаплину, чтобы про­кормить больную мать! Попрошайкой, подмастерьем, парикмахером в Баксер-холле, разносчиком телеграмм Западной почтовой конторы, стекольщиком, продав­цом копеечных игрушек, которые он сам же и мастерил. А в промежутках, когда удавалось получить контракт, он выступал в качестве ролей. В это время юный Чарли усиленно тре­нируется как жонглер, обучается эквилибристике, берет уроки езды на роликах, достигнув в этом исключительных успе­хов. И его акробатический тренаж и бо­лее ранняя танцевальная выучка, зачатки которой еще в двухлетнем возрасте полу­чил Чарли от отца — талант­ливого комика, выучка, позво­лившая одиннадцатилетнему Чарльзу Чаплину — в то время участнику хореографического ансамбля «Восемь ланкашир­ских парней» — стать чемпио­ном зажигательного «клог-дан-са» — все это впоследствии так пригодится, так верно по­служит Чаплину-киноактеру. Но до этого еще далеко. Еще Чаплину предстоит прой­ти великолепную школу сме­ха и искусства высокой пан­томимы в передвижном мю­зик-холле Кэйзи и труппах Карно, Шесть лет, проведенные на «фабрике смеха» Фреда Карно, занимают в творческой биогра­фии Чаплина особое место. Искусство эксцентрической пантомимы здесь было дове­дено до высокого совершен­ства. При вступлении в труппу Карно Чаплин не был абсолютным новичком в этом ис­кусстве: много дало ему участие в цирко­вых представлениях, многое унаследует он от своей матери Ханны Чаплин. Вот как будет он вспоминать об этом в ценнейшей статье «Как заставить людей смеяться»: «Я часто спрашиваю себя: не обязан ли я своим успехом в пантомиме дару, переданному мне моей матерью? Она была исключительной мимисткой... Глядя на нее, наблюдая за ней, я научил­ся не только воспроизводить чувства с помощью жестов и мимики, но и пости­гать внутреннюю сущность человека» . Комические актеры, исполнявшие в театре Карно скетчи и целые пьесы, умели великолепно разговаривать со зрителем на языке пластического жеста и вырази­тельной мимики, на том самом языке, ко­торым оперировало и молодое искусство кино. Не случайно почти все ведущие ак­теры пяти трупп Карно впоследствии ста­нут мастерами экрана. «Могу сказать, — пишет Чаплин,— что лучшим в моей работе я обязан школе, которую я получил в труппе Фреда Карно. Все классические традиции театрального юмора были тщательно сохранены в этой труппе: акробатика, клоунские диа­логи, приправленные «горьким смехом», меланхолической иронией, танцы, жон­глеры — одно следовало за другим и соз­давало ни с чем не сравнимое и полное си­лы зрелище . Цирковая выучка, богатые творческие накопления, сделанные Чаплиной в лон­донский период, позволят ему развернуть­ся на экране во всю ширь, ибо, как гово­рилось выше, кино тогда оперировало те­ми же самыми выразительными сред­ствами, в которых Чаплин так преуспе­вал. Получив творческую самостоятельность, Чаплин подобрал себе постоянную труп­пу, почти все участники которой были цирковыми артистами. Труппа отлича­лась удивительной слаженностью в работе и универсальностью. Это позволяло Чап­лину-режиссеру добиваться от своих парт­неров выразительной завершенности же­ста и мизансцен. Немало студий сменит Чаплин, создаст десятки киноэксцентриад, совершит взлет к своим полным новаторских находок шедеврам: «Пилигриму», «Малышу», «Зо­лотой лихорадке», и в каждом из них бу­дут отчетливо видны не только акробати­ческая подготовка, танцевальное мастер­ство, виртуозная езда на роликах, но и уро­ки замечательных клоунов Лапэна, Литтл Тича, Дена Лейно. И предельно ярким все это окажется в его очаровательном, про­никнутом трогательной лиричностью и безудержным «Цирке».

. Атмосфера цирка, так прочно вошед­шего в его жизнь как тема, давно привле­кала Чаплина. Первоначально «Цирк» мыслился как кинорассказ о судьбе клоу­на. Во всех упоминаниях о замысле этого фильма он так и фигурирует: «Жизнь клоуна». Впоследствии замысел претер­пел изменения. Сюжет «Цирка» в его те­перешнем виде «Cinemonde», Paris, 1931, . 195—196. S. Lorant «Wir vom Kino», Berlin, 1928, . 13 — 17. Чаплин», Гоекиномэдат, М. 1945, стр. 177—178. ж е, стр. 178. Действие «Огней рампы» — киноповест­вование о трагедийной судьбе старого клоу­на в буржуазном обществе — происходит на рубеже 1914 года. В выступлении клоунов тогда был модным так называемый «рва­ный жанр». По ходу фильма Чаплин испол­няет клоунское «антре» в босяцком об­личье. Не только «король комиков», но и актер огромной трагедийной силы — Чаплин оди­наково успешно умеет вызывать гомериче­ский исторгать слезы. Чаплином деталью — «хождением по про­волоке». «Мы знали, — вспоминает Чап­лин, — что я — ходящий по проволоке — богатый материал для смеха.

. Мысль об использовании обезьян пришла только после начала работы, а трюк с поясом — еще позже. Очень сложная ситуация. В ней есть все и для напряжения и для смеха» . Когда вспоминаешь кадры «Цирка», перед взором вновь во всех подробностях встает удивительно трогательная история маленького неприкаянного человека, во­лей нелепого случая попадающего в ро­мантическую атмосферу цирковых кулис. Разве эпизод, ошалелый от погони бездомный Чарли влетает на манеж в самый разгар представления, и публика, приняв его за клоуна, начина­ет дико хохотать! Чаплин», М., Госкиноиздат, 1945, стр. 174. А уморительное посвя­щение его в тайны клоунского ремесла, а эпизод «Чарли невольный канатохо­дец», когда под куполом ему приходится не только чудом удерживать равновесие на канате, но и бороться с тремя свире­пыми, вырвавшимися из клетки обезьяна­ми. (Во время съемки обезьяны не на шут­ку искусали Чаплина, так что он был вы­ нужден лечиться довольно долгое время.) Незабываемы проникнутые горечью кадры, посвященные безответной возвышенной любви циркового служки Чарли к прелестной наезднице Мирне и особен­но берущий за сердце финал фильма, ко­гда передвижной цирк-шапито уезжает и в светлом, ясно очерченном опилочном круге бывшего манежа остаются лишь колышимые ветром обрывки бумажной звезды, через которую прыгала Мирна, да жалкая согбенная фигура Чарли-неудач­ника. «Цирк» — одно из любимых произведе­ний Чаплина. Недавно он заявил коррес­пондентам, что написал музыку к этому фильму (выпущенный в 1928 году фильм «Цирк» был немым). Неистощимая изобретательность и ред­костной выразительности мимика позво­ляют Чаплину создавать на экране неза­бываемые страницы, волнующие, понят­ные в любом уголке земного шара. Какой силой может обладать мимический разго­вор, если ведет его такой мим, как Чаплин. Вспомним хотя бы его проповедь о Дави­де и Голиафе. Ни слова не произносит пастор — Чаплин, но мы видим то вели­кана, то карлика, перед нами проходит вся библейская притча. Только мим из ряда вон выходящего дарования способен создать такие сцены, как приключения «дерева», которым за­маскировался, отправляясь в разведку, «Чарли-солдат», или мимический эпизод «Огней рампы», где старому клоуну Коль-веро, мыслей, вселить веру в жизнь, приходится мимикой лицами пластикой жеста изображать то скалу, то распускаю­щуюся горделивую розу, то скромницу-фиалку или же превратиться вдруг, не­постижимо как, — в искривленную япон­скую сосну. А его уморительно смешной пантомимический номер с дрессированны­ми блохами, которые в конце концов заби­раются ему под одежду. Можно ли забыть окрашенный юмором мимический разговор Чаплина-короля с официантом («Король в Нью-Йорке»), когда все попытки короля заказать ужин терпят того, рядом, заглушая все слова, грохочет бешеный джаз; и королю ничего не остается друго­го, как объясняться мимикой. Когда из него не получился клоун, он охотно сделался униформистом, кашева­ром, помощником фокусника и даже канато­ходцем. Все фильмы Чаплина, являющиеся как бы отдельными частями большой увлека­тельной киноповести, посвящены одной теме — теме злоключений маленького человека в буржуазном обществе. В его произведениях, всегда комедийных по форме (разве что за исключением «Пари­жанки»), очень самобытных по актерскому мастерству и режиссерскому почерку, не­изменно присутствует глубокий жизнен­ный драматизм, а в лучших фильмах вы­сокая сатиричность, приближающая Чарльза Спенсера Чаплина к колоссам са­тиры — Джонатану Свифту, Рабле, Салты­кову-Щедрину, Гоголю. Невиданный успех чаплинской сцениче­ской маски породил во всем мире несчетное количество подражателей на экра­не, в варьете и цирке. Объяснить это мож­но особой, именно цирковой природой творческой манеры Чаплина. «В моем умении рассмешить зрителя нет никаких тайн. Весь мой секрет — держать глаза открытыми, ум настороженным, что­бы не упустить ничего из того, что может пригодиться в моей работе. Я изучил че­ловеческую природу, ибо без этого мое искусство немыслимо... Короче, для моих будущих персонажей или для комических ситуаций я всегда использовал материал, который давала жизнь» . Итак, наблюдательность — «открытые глаза» и использование материала, давае­мого жизнью, — «настороженный ум» — Чаплин считает непременными свойствами того, кто сделал смех своей профессией. Это положение Чаплин подкрепляет мно­жеством примеров из собственной необъят­ной творческой практики. Он указывает еще на два приема, поль­зование которыми позволяет ему успешно строить комедийные ситуации: прием контраста и неожиданности. «Контраст интересен публике, — пишет Чаплин, — и именно поэтому я непрестанно к нему при­бегаю... Такое же значение, как и кон­трасту, я придаю неожиданному. Для ме­ня огромное наслаждение представлять себе, чего ждет от меня публика, и по­ступать как раз вопреки этому ожиданию». Мастера смешного найдут в его запис­ках, помимо ценных сведений о природе смешного, и практические советы, ска­жем: в пропорциях смеха «всегда быть экономным» — и предостережения от опас­ности: «пересолить в смешном», или же «убить смех преувеличением», «угодить публике», что «безусловно сдерживает фантазию, не дает хода оригинальному творчеству» . Глубина дарования Чаплина проявилась не в одной лишь области актерского ма­стерства — свое слово сказал он и в кино, драматургии и в кинорежиссуре, в кото­рой выступил как признанный реформа­тор, чьи приемы будут изучать и копиро­вать кинематографисты многих стран. Но этого всего мы касаться не будем. Перед нами связи Чаплина с искусством цирка, так сильно влиявшим на его формирование, оставившим такой заметный след в его творческой биографии. Интересно отметить, что пре­дисловие к книге Ж. Садуля «Жизнь Чар­ли» кинорежиссер Г. Александров, неоднократно лично встре­чавшийся с Чаплином и, возможно, под впечатлением этих встреч, создавший свой «Цирк», фильм, который заметно повлиял на становление и развитие художествен­ного стиля советского цирка. «В каждой своей речи,— пишет Александров,— в каж­дом своем печатном выступлении Чаплин с гордостью говорит о себе: «Я — клоун!» Но трудное и сложное искусство смешно­го он сумел поставить на службу большим чувствам, большим идеям, насытить его глубоким философским содержанием». Вот за это-то любят так горячо люди во всем мире Великого Клоуна, мастера ра­достного смеха, гениального художника современности, друга Советского Союза Чарльза Спенсера Чаплина. Спенсер Чаплин», М., Госкиноиздат. 1945, стр. 165—182. же. С каким волнением готовится Чарли — герой фильма «Цирк» к своему выходу на манеж в роли ассистента иллюзиониста. Если бы только знал этот иллюзионист, ка­кую «услугу» окажет ему влюбленный ас­систент, неловко раскрывший под дикий хохот зрителей все «производственные» сек­реты. Для наших мастеров смеха — клоунов, экс­центриков, цирковых ко­миков — большой прак­тический интерес пред­ставляют «секреты» бо­гатейшей творческой ла­боратории непревзой­денного создателя смеш­ного — Чарли Чаплина. Каким образом ему удается вызывать смех такой силы? На этот вопрос Чаплин дает ис­черпывающий ответ в своих ценнейших стать­ях: «Мой секрет», «Как заставить людей смеять­ся», «О моей работе», «Что же любит публи­ка» и др. РУД. СЛАВСКИЙ

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Авторизация