Артисты цирка

Кашин Дмитрий Викторович

News image

Династия Стрельниковых

News image

Сарач Алексей Еремеевич

News image

Михаил Николаевич Румянцев

News image

Каранда ш (Михаил Николаевич Румянцев) (10 декабря 1901, Петербург) — 31...

Добровицкий Максим Леонидович

News image

Ильченко Игорь Васильевич

News image

род. 5 марта 1962, г. Горловка, Донецкая обл. Украина 1984, 4 но...

Цирки в мира

Французский цирк Автово

News image

Санкт-Петербургский Французский цирк Автово является преемником передвижного цирка Маяк . Маяк в свое время гастролировал в ...

Cirque ici – «Цирк Иси» (Франция)

News image

«Цирк Иси» - это очень необычный цирк, в нем принимает участие всего лишь один актер Жоан Ле Гийерм, он по су...

Национальный цирк Украины (Киевский

News image

Киевский цирк один из самых значимых цирков Украины, кроме того он же и один из старейших, до его появления в Ки...

Цирк-театр Vitali

News image

Виталий Воробьев - директор и художественный руководитель творческого циркового коллектива Европейский цирк-театр VITALI . Он режиссер-постановщик практически всех номеров пр...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Раиса Немчинская


PostHeaderIcon Раиса Немчинская

Цирковая лента - Цирк в мире

Изящна, чуть эксцентрична и стреми­тельно неожиданна. Такая она в жизни и под куполом цирка. Ей всегда хотелось быть непохожей на других, не выделяться, а отличаться. Мо­жет, поэтому ее артистическая жизнь воздушной гимнастки и наполнена поисками но­вого. Искания были сложны, таили опас­ность. Мастерство, точный расчет, обяза­тельный для артистов подкупольных про­сторов, знание своих сил не всегда ограж­дали от случайностей. Случайности неразумны. А профессия воздушного гимнас­та умна. Законы физики и механики, слив­шиеся с законами пластики, становились чу­десным сплавом, покорным замыслу худож­ника. И в этом также была неожиданность: волнующая, зовущая, увлекающая. В цирке товарищи звали ее Рикки. Многие и не знали ее подлинного имени, зате­рявшегося в детстве, дома — в семье воен­ного. Летними росными утрами красноар­мейцы будили девочку Раю. Армейские ко­ни, чуть взметая копытами еще влажную пыль проселка, шли на водопой. И впереди табуна, верхом, без седла, дочь командира. Рая любила верховую езду. Ординарцы от­ца подводили оседланную лошадь, и девоч­ка мчалась по луговым просторам, согре­тым солнцем, навстречу пряным ароматам трав. Далекие годы... Семья переехала из Тамбова в Воронеж. Рая училась в школе.

. Ей нравилась гимна­стика на снарядах. Увлечение было столь сильным, что она решила дома подвесить трапецию. Был исковеркан лепной потолок. Но что за беда! Теперь в свободное от до­машних уроков время можно было зани­маться. В Воронеж приезжал летний цирк. Моло­дежь охотно посещала представления. Спортсмены, с которыми Рая была в одной спортивной группе, стали репетировать фрагменты цирковых номеров. Готовился и воздушный гимнастический номер на трой­ной рамке. С этим номером они выступали в саду, в Народном доме, им даже был предложен контракт для выступлений в цирках. Рая отказалась от поездки: все же они были только любителями. Ей хотелось получить настоящую подготовку артиста-профессионала. Кого в юности не манил к себе неведо­мый мир театра и цирка? Вечерами, когда раздвигался занавес или зажигались огни манежа, жизнь артиста представлялась чу­десно зовущей. Подруги Раи гордились зна­комством с артистами. И рассказывали они об этом так, словно свет рампы озарял их отсветом чужой славы. Одна из подруг познакомила Раю с ар­тистом цирка Кольпетти. Он уже, видимо, слышал о ней как о гимнастке и сказал, что может представить ее артисту Корелли, которому нужна ученица для нового номера на бамбуках. Встреча состоялась. Корелли познакомил девушку с женой и молодыми партнершами. Они были кричаще цветными, эти женщины.

. На одной было ярко-зеленое платье, на другой — ядовито-малиновое, на третьей — жгуче-оранжевая юбка. Может, для юноши наряд женщин остался бы неза­меченным, но девушка отметила нелепую пестроту одежды, и назойливая безвкусица пятен явила ей закулисную жизнь цирка так же, как речь человека — его культуру. Ни­когда Потом, став артисткой цирка, не изме­няла она строгому вкусу а костюме и прическе. И хотя они у нее и на манеже и в бы­ту были почти эксцентричные, цирковые, в их броскости всегда сохранялся особый покой звучных красок. Яркость их угадывалась по­сле первого впечатления, какое всегда оставляет со вкусом одетая женщина. Корелли Александр Васильевич в то вре­мя, когда Раю познакомил с ним Кольпетти, был руководителем номера. Удивительным было присущее ему чувство художествен­ного такта. Человек без образования и даже малограмотный, Корелли всегда шел вро­вень с передовыми для своего времени идеями циркового искусства. Он был тре­бовательным, суровым педагогом и не раз­решал своим ученикам отклонений от пра­вил, которые диктовал им. Его ученицам порой хотелось избавиться от уныло одно­образных, бесконечные повторений отдель­ных упражнений. Втайне от учителя они про­бовали репетировать на кольцах более сложные трюки. Но Корелли, неожиданно появляясь, заставал их врасплох и вновь за­ставлял повторять надоевшие упражнения, добиваясь безупречной четкости их испол­нения. Он утверждал, что один безукориз­ненно исполненный штитц или другое дви­жение лучше трех, сделанных небрежно и наспех. С той же настойчивостью, с какой он требовал чеканной четкости каждого движения на репетиции, добивался Корел­ли слитности и композиционного единства трюков в номере. Хотя цельность впечат­ления, которое оставлял номер, для него была важнее частностей, ни одно из нару­шений классической строгости движений не ускользало внимательного глаза. Первая встреча с Корелли была краткой. Он предложил девушке прийти на следую­щее утро в половине шестого и показать ему, что она умеет делать, Девушка поду­мала: Корелли проверяет, серьезно ли ее решение работать в цирке, готова ли она к испытаниям. Это был негласный вызов, хотя Корелли, не зная, девушки, даже не до­гадывался, как было понято его назначе­ние прийти час. Когда под проливным дождем, где-то на грани ночи и дня, через весь город шла де­вушка в цирк, она была уверена, что ей придется долго ждать.

. Она еще не знала, чем закончится встреча с известным артис­том. Быть аккуратной, прийти точно к на­значенному часу было важно как испытание самой себя. Требовательность к себе, рано развившаяся в девушке, стала чертой ха­рактера и всю жизнь звала артистку на творческое подвижничество. Но в тот день лишь внутренняя гордость заставила ее прийти в цирк. Каково же было ее удивле­ние, когда она увидела артиста вполне го­товым к просмотру. Познакомившись с ра­ботой юной гимнастки, Корелли сказал, что принимает ее в ученицы. Так буднично, по-деловому произошло вступление девушки в цирк. Она была удовлетворена признанием ее спортивных, гимнастических успехов, так же как хоро­шей отметкой, полученной в школе. Ведь она не принадлежала к цирковой артисти­ческой среде и жизненный путь ее мог пройти цирка. Репетиции проходили в цирке и в саду, прилегавшем к дому, в котором жили Ко­релли. Там были подвешены трапеция и кольца, Рикки занималась под наблюдением Корелли и присматривалась к новым това­рищам по работе. В номере, который тог­да Корелли, белых париках и белых трико составляли гимнасти­ческую группу живых статуэток. Корелли добивался синхронности их движений, и чет­кая слаженность исполнительниц всегда производила хорошее впечатление. Финал номера исполнители и артисты называли «летающие бабочки». После Воронежа группа Корелли гастро­лировала в Казани, затем направилась в Нижний Новгород. Рикки еще не выступала. В день приезда в Нижний Новгород за­болела одна из исполнительниц, и Рикки предложили заменить ее. Первый выход на манеж ошеломил девушку скольжением слепящих лучей прожекторов. Все же она успешно провела свою часть номера и за­служила одобрение товарищей. Корелли поздравили с новой ученицей. На следующее утро продолжались репе­тиции нового номера, ради которого Корел­ли принял Рикки в свою группу. Повторяли движения на бамбуке. Корелли с галерки следил за Риккой, то резко, то спокойно делая замечания. Голос его рвал молчали­вую пустоту зрительного зала. Когда Рикки исполняла не очень сложное движение — флажок на бамбуке, ее нога выскользну­ла из чрезмерно широком петли. Рикки упа­ла. Мысль, опередившая падение, преду­предила: «Лицо!» И рука, повинуясь, укрыла его. Стремительно сбежавший с галерки Ко­релли увидел Рикки уже распростертой на манеже. Ее доставили в больницу. Но в па­лату она вошла сама. Когда труппа уехала, девушка осталась в больнице незнакомого ей города. У нее был осколочный перелом локтевого сустава и три перелома таза. Лечение длилось восемь месяцев. Про­шла осень, зима. Только в апреле вернулась Рикки в цирк. Операцией врачи могли гор­диться. Они считали случай этот редким, но высказывали вполне основательное сомне­ние в возможности возвращения к профес­сии воздушной гимнастки. Прошло немало томительно тоскливых для нее дней, пока руководитель стал вновь вводить ее в номер. Рикки поднималась по канату, правой рукой брала зубник. Левая рука, все еще непокорная, сковывала. Умер Корелли. Новый номер на шести бамбуках не был осуществлен, а старый, в котором Рикки заняла ведущее положение, начал распадаться, Рикки с одной из участ­ниц номера — артисткой Зайцевой — реши­ла перейти в группу воздушных гимнастов Немар, которой руководил артист И. Немчинский. Да этого он выступал под псевдо­нимом Матлас — именем популярным сре­ди воздушных гимнастов конца двадцатых годов. И. Немчинский был гимнастом необыкно­венной физической силы. К штамберту, ко­торый он держал в руках, подвешивались три пары колец, на которых три его парт­нерши одновременно исполняли гимнасти­ческую комбинацию. В финале номера И. Немчинский держал в зубах вращающий­ся металлический треугольник с тремя гим­настками, исполнявшими свои финальные трюки. Несколько позже, когда из номера ушла артистка Зайцева, Рикки выступала с И. Немчинским. С 1933 года они составили воздушный гимнастический дуэт, который приобрел известность как номер Немчинских. Немчинский был человеком щедрой фан­тазии, постоянно интересовавшимся дости­жениями науки и техники. Он часто встре­чался с авторами статей, печатавшихся в тех­нических журналах, искал способы приме­нения новейших открытий в цирке. Немчин­ским хотелось создать новый номер, в кото­ром гимнастика цирка, ее строгие классиче­ские формы по-новому раскрылись бы на аппарате необычайной конструкции. Нача­лось изучение бесчисленных проектов, ма­териала, из которого может быть изготов­лен аппарат, обдумывание композиции но­мера, последовательности гимнастических комбинаций. Так родился номер «Воздуш­ные полумесяце». В первой редакции Немчинские начинали номер театрализованным выходом. У фор­ганга на небольшом постаменте устанавли­валась легкая металлическая конструкция. С верхнего никелированного полукольца спадал занавес. Когда объявлялся номер, над бархатом возникало его название. За­тем на фоне черного бархата возникала фи­гура артистки. Рикки Немчинская сбегала в манеж и начинала танец. Были подготов­лены три варианта ее выхода на манеж — три различных танца, но исполнялся какой-нибудь один. Или это был танец с лентой— и тогда исполнительница выходила в костю­ме китаянки, или танец с воздушными шара­ми — тогда артистка появлялась в костюме Аэлиты, или, наконец, это был испанский — и танца. На манеже стояла трехгранная колонна высотой в два метра. По окончании танца Немчинская поднималась по лестнице и са­дилась на колонну. Тогда грани колонны раскрывались и артистка оказывалась на ру­ке своего партнера, скрытого до того ко­лонной. Немчинские поднимались под купол и начинали главную часть номера. В одинаковых костюмах — белых трико, обрисовывавших фигуры гимнастов, оба черноволосые, они составляли гармониче­ский, пластически строгий, почти скульптур­ный дуэт. Повиснув на рамке и держась за зубник, укрепленный тросиками. И. Немчинский придавал своему телу горизонталь­ное положение. Р. Немчинская, стоя ногами в руках партнера, жонглировала мячиками. Как бы случайно роняя один из них назад, артистка «теряла» равновесие и стремитель­но падала спиной, увлекая за собой парт­нера. Он выпускал зубник, и необыкновенный по своему размаху обрыв завершался воздушным арабеском. В финале номера Р. Немчинская вра­щалась в колесе по его окружности, в то же время партнер вращал колесо по его вертикальной оси. Возникало одновремен­ное перекрестное вращение — кольцевое по окружности колеса и вертикальное по диаметру его. В любом созидании, на пути от замысла к воплощению, есть захватывающая дух увлеченность, может быть, даже дально­зоркость, ослепление. Многое видится, воз­никает, гаснет, вновь привлекает. И, навер­ное, высокоразвитое чувство художника и состоит в умении ограничивать себя. Когда мечта художника превращается в произве­дение и спадает жар созидания, тогда на некотором удалении начинается аналити­ческий осмотр сделанного. Расстояние это может быть большим или Меньшим, но у подлинных художников неудовлетворен­ность созданным всегда есть. Ощущали ее и Немчинские: изящество целого, ритмиче­ская гармония его, логическая оправдан­ность всех компонентов — вот к чему стре­мились артисты. Успех, которым пользовал­ся номер у зрителей, не погасил в них внут­реннего достигнутым. Снова начались поиски. Прежде всего, Немчинские отказались от театрализован­ного выхода. Их влекла классическая стро­гость воздушной гимнастики. Теперь Нем­чинские начинали номер так. Купол цирка преображался в звездное небо. По нему плыл огромный светящийся месяц, по-цир­ковому лукаво подмигивающий с «небес­ной» высоты. Немчинский поднимался по лестнице под купол цирка, Из-за занавеса в светло-голубой накидке, на которой свети­лись блестки серебристых звезд, под ку­пол стремительно взлетала Немчинская. По­виснув в руке партнера, она исполняла по три-четыре передних и задних закидок. Это было необычное начало, комбинация, кото­рой другие гимнасты завершали свое вы­ступление. Да и весь номер состоял из комбинаций, каждая из которых могла укра­сить финал любого гимнастического номера. Немчинские завершали свой номер фее­рическим финалом, состоящим из слож­ного комплекса вращений. С началом спус­ка начинал светиться месяц, вспыхивал фей­ерверк, и его разноцветные огни феери­ческим светом озаряли гимнастов. Немчин­ские нашли художественно оправданную композицию номера, который в новой ре­дакции приобрел изящную стройность. Историк цирка, крупнейший деятель циркового искусства Е. М. Кузнецов писал: «...воздушные гимнасты Р. М. и И. Б. Нем­чинские создали поэтический номер на се­ребристой луне, лукаво подмигивавшей под куполом цирка. Тут все было овеяно дым­кой романтики... Если будет позволено та­кое сравнение — это был воздушный «гим­настический ноктюрн», отмеченный тонким лиризмом». Поэзия полусферы циркового купола! Гимнасты, покорившие воздушное прост­ранство!.. Люди всегда мечтали о покоре­нии неба, космических просторов. И роман­тика воздушной гимнастики сродни этой че­ловеческой мечте, Гимнаст, поднявшийся под купол цирка, по-особому чувствует воздух. «Под купо­лом, — рассказывает Раиса Максимилианов­на Немчинская,— струя воздуха служит нам опорой, помогает балансировать». Чувство равновесия, уверенности под куполом цир­ка — это ощущение, возникающее на вы­сотах мастерства. Это чувство уверенности в Р. Немчинской всегда поддерживал ее партнер — И. Б. Немчинский. Как бы ни были сложны трюки, они были рассчитаны на двух испол­нителей. Война разлучила партнеров. Нем­чинский — на фронте, в истребительном батальоне. Р. Немчинской пришлось созда­вать сольный номер, который был подготов­лен ею в короткий срок. Творческое беспокойство влекло артист­ку в дали фантазии. Поиски нового заверши­лись созданием номера, который был пока­зан на третьем Всесоюзном смотре в 1946 году. На штамберте высоко под куполом цирка был укреплен полутораметровый стержень с площадкой, на которой едва можно было стоять. С этой площадки ар­тистка прыгала на трамплин, расположен­ный несколько ниже. Оттолкнувшись от него, она летела на трапецию, подвешенную в нескольких метрах от штамберта, и, ухватив­шись за нее, делала сильный кач. В верхней точке, которой достигала взметнувшаяся трапеция, артистка делала обрыв на штра­батах, устремляясь вниз. Раиса Максими­лиановна определяет этот трюк как комби­нированный прыжок из-под купола цирка с трамплина на трапецию с последующим обрывом на штрабатах. Подготовка этого номера требовала большой целеустремленности. Для подго­товки прыжка воздушной гимнастке необ­ходимо было выработать новые - навыки, развить те мышцы, которые приводятся при этом в действие. Обычно воздушные трю­ки, кроме полетов, репетируются внизу — на манеже. Р. М. Немчинская репетировала прыжок с трамплина на трапецию под купо­лом. Сложность заключалась и в том, что гимнастка тренировалась одна. Даже опыт­ные мастера цирка высказывали сомнение в успехе задуманного. И если даже простое описание прыжка представляет трудность, сколь подготовка! Следует сказать и об оформлении но­мера (режиссер Б. Шахет). Манеж был по­крыт расписным ковром. Артистки балета исполняли танец и располагались группами по окружности ковра, Р. М. Немчинская, поднимаясь из центра под купол, увлекала за собой ковер, середина которого оказы­валась пристегнутой к ее поясу, Придерживаемый по краям артистками балета, ковер образовывал гигантский цветной шатер. От­стегнув поясок, Р. Немчинская демонстри­ровала каскад гимнастических трюков на аппарате, который снова был оформлен в виде полумесяца, как когда-то. Но трюковой репертуар был рассчитан на одного ис­полнителя. Флажок. Вис на подколенке. Стойка на шее. Париж, 1956 год Творчески совершенствуясь, Р. Немчинская подготовила новый трюк — вращение бланшем на широко расставленных руках (выкруты). Р. Немчинская демонстрирует не­прерывное вращение, достигающее боль­шого числа оборотов. В подобной трак­товке до Немчинской этот трюк не исполнялся. Исполнение этого необычного, захваты­вающего трюка всегда восторженно принималось зрителем. Р. Немчинскую всегда привлекали трюки, в которых гимнаст мог демонстрировать не только физическую си­лу и пластическую красоту человеческого тела, но и стремительность, динамику. В фи­нале новой композиции воздушного но­мера исполнялось вращение на одной руке. Р. Немчинская обогатила трюковой ре­пертуар воздушной гимнастики различными обрывами, в том числе и таким сложным, как обрыв со стойки на шее. Как бы значительны ни были технические достижения, без которых нет подлинного мастерства, рассказ лишь о них не может дать читателю представления о художест­венной яркости номеров и трюков. Артиста надо видеть, смотреть, музыканта слушать. Мы пользовались описанием от­дельных номеров и трюков в той мере, ка­кая казалась необходимой для рассказа об артистке, дарование которой раскрылось в сфере гимнастики. Стремление к осуществлению сложных трюков в самых сложных обстоятельствах побудило заслуженную артистку РСФСР Р. М. Немчинскую подняться под купол не­ба. Летом 1959 года Р. Немчинская выступи­ла на трапеции, подвешенной к вертолету, который парил над просторами стадиона «Динамо», и тысячи зрителей, следившие за отважной артисткой, аплодировали ро­мантике увлекательной цирковой про­фессии. Е. Журнал Советский цирк Март.1960 г

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Московский Цирк на проспекте Вернад

News image

Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци...

Авторизация