Артисты цирка

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Андреев Сергей Иванович

News image

Скоков Александр Владимирович

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Алиханов Алихан Алиханович

News image

Седов Евгений Иванович

News image

род. 9 декабря 1954 (г. Горький) Акробат, комик-каскадёр, клоун, воздушный гимнаст-эксцентрик Руководитель но...

Цирки в мира

Дом детского творчества

News image

В сентябре 2005 года Дому детского творчества Первомайского района города Ижевска исполнилось 30 лет. Дом детского творчества начинал свою деятельность ка...

Большой Санкт-Петербургский государ

News image

Цирковые представления в Петербурге пользовались большим успехом у жителей еще в XVIII веке. Они устраивались во время народных гуляний на пл...

С момента основания

News image

В наших краях любовь к цирку длится с давних пор. Бродячие артисты — скоморохи с учеными медведями, силачи с пудовыми ги...

Артемон - театр зверей и птиц

News image

Если Вы любите цирк, любите животных и особенно любите цирковые представления с участием животных и птиц, то Московский иллюзионный театр зв...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - 235 лет назад. Заметки книжника


PostHeaderIcon 235 лет назад. Заметки книжника

Цирковая лента - Цирковой архив

235 лет назад. Заметки книжника Занявшись изученном книжной культуры Украины в XVIII веке, я приступил к просмотру книг, широко читавшихся в ту пору. Среди них меня заинтересовала книга украинского путешественника Василия Григоровича-Барского, посвященная его странствованиям по Италии, островам Греческого архипелага, Египту, Сирии и Палестине. Почти четверть века — с 1723 по 1747 год—длилось это путешествие, совершавшееся пешком (не считая, разумеется, неизбежных морских переездов). Еще до того, как книга в 1778 году была издана в Петербурге, она получила распространение в списках. Григорович-Барский был паломником, целью его путешествия было поклониться «святым местам», и он детально описывает церковные обряды, и «чудотворные» иконы, мощи святых, которые удостоился лицезреть. Однако его записки привлекли не только любителей душеспасительного чтения. Наш «пешеходец» был человеком чрезвычайно наблюдательным. Путешествие стало для него своеобразной школой, расширило круг его интересов и познаний. Разве не характерно, например, что в книге, озаглавленной «Путешествие к святым местами, дается детальнейшее и, я бы сказал, со вкусом сделанное описание ряда цирковых номеров!.. С первых же недель пребывания в Италии Григорович-Барский сталкивается со многим, что кажется удивительным этому недоучившемуся школяру (автор был учеником знаменитой Киевской академии, в которой обучались в свое время гоголевский Хома Брут и его товарищи). Оказавшись в Венеции во время карнавала, он был поражен увиденной им пестрой картиной: толпы ряженых, танцы на площадях, фейерверки. «Пришел и увидел то, чего не видел от рождении моего», — пишет он. «Того ради и пером изобразити совершенно не могу, понеже ни оценити, ни распознать сложения вещей не уразумех». Но опасения его оказались напрасными. Григорович-Барский прекрасно разобрался в сменявших друг друга зрелищах. Одни, например жестокую травлю быков, осудил, другими восхитился — например сложными механизмами, воспроизводившими картину торжественного выхода римского папы (этими движущимися фигурками, помещенными «в деревянной скрыне» — ящике, можно было любоваться сквозь «оконца христаловые» — хрустальные). Всего более подробно описал Григорович-Барский выступления цирковых артистов. Начинает он свое описание с весьма важного замечания: «Видех многая чудесная, обаче (однако) не волхвованием, но наукою творимая». Иными словами, нашему путешественнику ясно, что то, что он видит, не волшебство, а искусство, результат выучки, науки.

. Сначала, рассказывает он, выступал фокусник, манипулирующий картами, монетами, шариками *. «Видех игрца с картами, иже известит на яку колвек кто (кто-либо) замыслит карту; второе, даст карту кому нибудь от окрест стоящих от среди пучка взяти и паки в пучок положити и помешает много разий, также обратит лицем карти и яже притрафится на верху, глаголеть тому, иже взят карту: аще твоя сия есть? отвещаем ему: яко несть моя; онь же полагает лицемь на спод и рече, яко твоя есть и превратить лицемь к горе и покажет ему пред очи пред всем народом, яко его есть; ...играют монетою сице (так): взимать от кишеня (кармана) и ищисляет пред всеми, также положить в ину руку и паки исчисляет и уже сотворит пятнадесять; второе, снедает кулю (съедает шарик), взимает от пальца и влагает ее в уста и мнится ее снести (съесть), вторую взимает от второго пальца и снедает ее, третью взимает от маленькой палички и тую такоже снедает и взимает, идеже хощет: едину от своего носа, вторую от чуждаго, третью на поветре (воздухе), и разичне, различне якоже хощет творит». * Григорович Барский пишет на причудливой смеси славянского, русского и украинского языков, да еще с примесью латинских, греческих, польских, арабских слов. В скобках мы даем объяснение непонятных слов. Затем были показаны «обезяни и псы учении». И наконец, очевидно, особо поразившие Григоровича-Барского упражнения двух силачей-атлетов, «двох человеков силних», одного римлянина, второго фрнцуза, «различния показующих храбрости»: римлянин поднимает от земли зубами ведро воды, «заложивши назад руки, и трусит тако, яко верху глави его вода льется, так же помалу наклоняет главу и поставляет на землю»; держит на плечах пушки; ломится на спину, опираясь на стулья («седалища»), головой и пятками, и велит взобраться троим «верху персей... и тако стоящих на себе держит»; поднимает человека «з дробиною (лестницей) высоко и так держит»; ложится, кладет на грудь железную наковальню, «тисящу фунтов (!) в себе имущие», и два человека «всею силою великими млатами верху ковалда бьют». Аналогичный характер носят упражнения атлета-француза, который кроме того «держит на зубах стол с потравами» (кушаньями) и рвет веревки толстые «аки первый палец человеческий». Для подробного описания искусства канатоходцев у Григоровича-Барского места не оказалось: он только отмечает, что видел «по шнури скачущих и чудесная творящих человеков и жен»… В описаниях Григоровича-Барского обращает на себя внимание их обстоятельность, а главное, то, что автор — паломник, знавший, что церковь сурово осуждает такие зрелища, нак «потеху диавольскую», — не находит слов для их осуждения. Напротив, явно ощутимо, что он получает удовольствие от искусства актеров, достигших такого высокого умения. Именно об этом говорят драгоценные строки его записей, обнаруженные в старой книге. И. КОГАНОВ Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.

.

.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

ВРЕМЯ КЛОУНА

News image

В программе: * Акробаты на шестах * Акробаты на ренских колесах * Воздушные гимнасты * Групповые жонглеры * Черная африканская па...

Авторизация