Артисты цирка

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Оскотский Борис Михайлович

News image

Людмила Терехова

News image

Людмила Терехова – ведущая артистка Малой сцены, режиссёр, автор новогодних ск...

Спира Николай Иванович

News image

Алиханов Алихан Алиханович

News image

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Цирки в мира

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

История Уфимского цирка

News image

Уфимский  госцирк впервые открыл  двери для зрителей 5 ноября 1968 года. Открывала работу Уфимского цирка программа под руководством Терезы Дуровой. До ст...

Ветеринарная служба цирка

News image

Как известно, цирковые представления не обходятся без дрессированных животных. За их здоровьем в Санкт-Петербургском цирке следит ветеринарная служба, которую на пр...

ЗВЕЗДЫ РОССИЙСКОГО ЦИРКА

News image

В Пермском цирке с 30 января начинает работу новая программа. Зрители встретятся с интересными артистами цирка, среди которых будут представители ди...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Вспоминая минувшие годы


PostHeaderIcon Вспоминая минувшие годы

Цирковая лента - Цирковой архив

...Начало моих воспоминаний почти совпадает с началом советского цирка. Зима 1919 года. Гражданская война. Холодная, заснеженная Казань. Живется трудно. Но дают спектакли театры города — дра­матический и оперный, а также местный цирк, еще недавно бывший собственностью братьев Никитиных, а ныне ставший народным до­стоянием. Веянье времени уже в эти дни начинает проникать в цирк и касается порой, казалось бы, внешней стороны дела. Начать с то­го, как открывается каждое представление. Прежде чем заиграть веселой и бравурной цирковой музыке, над собравшимися возни­кает стройная и величественная мелодия «Интернационала», и все зрители, как один, повинуясь общему порыву, поднимаются со своих мест и застывают в торжественном молчании. И хотя после этого на арене начинается обычное цирковое представление, звуки великого гимна, предшествовавшие ему, настраивают всех собрав­шихся, среди которых немало красноармейцев, отправляющихся завтра на фронт. Да и на самой арене кое-что изменилось. Сейчас, в наши дни, это может показаться наивным, но арбитр чемпионата французской борьбы, представляя публике борцов, перед фамилией каждого из них произносит слово «товарищ»; так же делают и клоуны, обра­щаясь друг к другу. Но цирковая программа все еще традицион­ная, перешедшая целиком из дореволюционного цирка. Проникновение нового на цирковую арену на периферии начнет­ся несколькими годами позже, и вот, чтобы рассказать об этом, мне хотелось бы обратиться к другому крупному цирку Поволжья тех лет — Самарскому, знакомство с которым у меня началось в пер­вой половине 20-х годов. Артисткой высокого класса была воздушная гимнастка Лидия Кошкина (впоследствии она выступала под фамилией Лидина). Ее исполнение отличалось изяществом и грацией, заставлявшими за­бывать о громадном мускульном напряжении, которого требовала ее работа под куполом цирка. Подлинными любимцами самарской публики были музыкальные клоуны Шафрик и Люлю (первый из них впоследствии стал известен как дрессировщик), шедшие от традиций Бим-Бома, но всячески стремившиеся осовременить свой репертуар, покорявшие (особенно это относилось к Люлю) тонкостью и мягкостью исполнения. «Шаф­рик и Люлю и наш цирк, — писала городская газета «Коммуна», от­кликаясь на бенефис популярных клоунов, — в представлении са­марского же». Можно было бы назвать и несколько других первоклассных но­меров в программе Самарского цирка тех лет. Но наряду с ними на арену проникали номера, вызывавшие протест печати и боль­шинства публики.

. И это тоже было веяние времени. Об одном из таких номеров писала та же самарская «Коммуна» в заметке, озаглавленной «Надо «В цирке у атлета Григорас выбивают из зубов 2-пудовую ги­рю 20-фунтовым молотом. Всегда после второго удара отовсюду несутся крики «довольно», «перестаньте». От всего номера в це­лом остается жуткое, неприятное впечатление». Главным, что привлекало внимание к цирку, при редко и лишь частично менявшейся программе, были: французская борьба, пан­томима и клоунада. Говорить подробно о чемпионате французской борьбы едва ли есть необходимость, он был таким же, каким были в те годы чем­пионаты цирках. Несколько подробнее следует остановиться на пантомиме, тем более, что именно этот вид циркового зрелища был в те годы едва ли не самым восприимчивым и отзывчивым на все «веяния времени». Через пантомиму приходила на цирковую арену тематика рево­люционных лет. Пантомима была тогда довольно емким и многообразным жанром. Вопреки своему названию пантомима нередко использовала слово (так называемая «говорящая пантомима») и была щедро на­сыщена танцами и музыкой. На арене шли и традиционные цирко­вые пантомимы («Марко-Вампа») и пантомимы, в основу которых были положены популярные оперетты («Гейша»), сказки («говорящая пантомима» «Конек-Горбунок»), пьесы («Стенька Разин» по В. Ка­менскому). В пантомиме обычно была занята вся труппа и это давало возможность увидеть любимых цирковых артистов с новой сто­роны — играющими, поющими, пляшущими. Пантомима была тем видом циркового зрелища, в котором с наибольшей отчетливостью проявлялись демократические особенно­сти русского цирка. Характерно, например, что в пантомиме «Напо­леон», поставленной очень богато и пышно, с привлечением боль­шого количества статистов из местных театров — драматического и оперного, — главным действующим лицом, привлекавшим наиболь­шие симпатии публики, был не французский император — «покори­тель Европы», которого режиссер Самарского цирка Бениамино Феррони играл холодным и надменным аристократом, а безымянный солдатик «швейковского» типа, с тонким юмором сыгранный уже упоминавшимся клоуном Люлю. Особенно запомнилась сце­на, когда этот лукавый простак просил Наполеона отведать его солдатской похлебки, и заигрывающий с нижними чинами император, нехотя, с кислой миной должен был выполнить эту просьбу. Тот же Люлю интересно играл богатого сибирского купца-золотопромышленника в «говорящей пантомиме», названия которой я сейчас уже, к сожалению, не помню. Содержание пантомимы сво­дилось к тому, что в номер гостиницы, где остановился разбогатев­ший купчик, везущий на родину из Сибири мешочки с золотом, прокрадывался ловкий грабитель-китаец (его играла эквилибристка Шура Колибри) и убивал купца. Китайца ловили на месте преступ­ления, и суд приговаривал его к мучительной казни.

. Палач, которого играл фокусник Чан До-сан, распарывал грабителю живот, а потом отрубал голову. Построенная на «эффектных» и довольно-таки безвкусных трюках, сцена казни преступника по замыслу постановщи­ков должна была быть главной в пантомиме. Но этот откровенный гиньоль оказывался оттесненным на второй план мастерским испол­нением роли купчика. Люлю высмеивал стяжателя, и зритель не со­чувствовал купцу, когда тот погибал от руки дерзкого грабителя. В традициях русской демократической народной сказки был по­ставлен в цирке «Конек-Горбунок», в котором роль Иванушки играл Бениамино Феррони, а роль Царь-девицы гимнастка и балерина Лидия Кошкина. Но самой значительной постановкой Самарского цирка в те го­ды была пьеса Василия Каменского «Стенька Разин». Для главной роли в цирке не нашлось исполнителя, и на нее был приглашен актер из драматического театра, но все остальные роли с увлечением иг­рали артисты цирка. Пьеса Василия Каменского, очень популярная в те годы, не давала, конечно, глубокого и всестороннего раскрытия разинского движения, но она хорошо подчеркивала его широту, размах, на­родность, и эти черты были удачно воплощены в цирковом пред­ставлении. «Уже по одному тому, — писала самарская «Коммуна», — что инсценировка построена в плане массового действия, для кото­рого прежде всего важны особые свойства сценической площадки, она, как нельзя больше, подходит для цирковой арены». В течение довольно долгого времени «Стенька Разин» с ог­ромным успехом шел в Самарском цирке. Близким к пантомиме был жанр сатирического обозрения, кото­рый именно в те годы начал проникать на цирковую арену. Особен­но удачным было обозрение «Генуэзская конференция», среди дей­ствующих лиц которого значились буржуазные дипломаты Ллойд-Джордж, Барту, Ратенау, Диамондо, обрисованные зло и уничтожаю­ще. Им всем был противопоставлен тогдашний нарком иностранных дел, участник Генуэзской конференции Чичерин. Жанр политического обозрения проникал и в клоунаду, которая тогда в Самарском цирке была представлена интересными артиста­ми. Вспоминается обозрение — «Перелет на аэроплане: Самара, Москва, Англия, Франция», исполнявшееся клоунами Анатолием и Чалли. Поднявшись на деревянные самолеты, установленные в двух противоположных концах арены, партнеры совершали полет над Ев­ропой, обмениваясь впечатлениями об увиденном. В острых репликах они высмеивали и «рабочее правительство» Англии и тогдашних ми­нистров Франции. Новое проникало в те годы на цирковую арену не только в ви­де политических обозрений и пантомим, оно оказывало воздействие и на традиционные цирковые номера, сообщая им большую демо­кратичность, простоту и естественность, вытесняя все ложно-краси­вое, фальшивое и напыщенное. В той искренней непринужденности, с которой прыгуны с подкидной доской Андрик и Серж, обращались к зрителям, во всем их облике простых, веселых парней было много такого, что сегодня нам кажется привычным, а тогда для многих зрителей, привыкших к нарочитой «эффективности» в подаче цир­ковых номеров, было вновинку.

. Здесь хотелось бы сказать, кстати, несколько слов о том, как поднимали тогда перестройку цирка, его приближение к современ­ности некоторые из тех людей, которые считали себя ответственны­ми за рост циркового искусства. На страницах самарской «Коммуны» появлялось в те годы немало дельных рецензий о цирке, но наряду с ними попадались и такие критические опусы, которые даже и тог­да не могли не вызвать улыбки. Так, например, с высокой похвалой отзываясь об эквилибристах Голядзе, безымянный рецензент писал: «Некоторые номера можно было бы оживлять политической злобой дня; например, когда эквилибрист встает на колени, конферансье говорит: — Это буржуазная Польша перед Антантой, или, когда один сидит на коленях у другого, объявить: — Это объединение герман­ских соглашателей со своей буржуазией, в общем менять фразы в зависимости от событий». Как хорошо, что артисты цирка не слушались такого рода «муд­рых» советов. Вспоминая начало 20-х годов, когда советский цирк делал свои первые шаги, с благодарностью вспоминаешь мастеров, радовав­ших своим искусством. Трудно удержаться от упрека в адрес сов­ременных деятелей цирка: почему исчезла пантомима, почему так редко появляются в цирке политические обозрения, почему клоуна­да, имеющая такие богатые традиции, свелась почти исключительно к работе коверных клоунов, почему, наконец, далеко не все, чем бо­гат был наш цирк в предыдущие десятилетия, культивируется и раз­вивается сегодня? годов. В. АФАНАСЬЕВ, Журнал «Советский цирк» февраль.1959

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Артемон - Театр зверей и птиц

News image

Если Вы любите цирк, любите животных и особенно любите цирковые представления с участием животных и птиц, то Московский иллюзионный театр зв...

Авторизация