Артисты цирка

Цирки в мира

Алматинский цирк

News image

Алматинский цирк – это не просто красивое и современное здание, это в первую очередь профессиональный, талантливый и дружный коллектив цирковых ар...

Цирк на цветном бульваре

News image

В центральной части города Москвы на Цветном бульваре находится цирк Никулина, которому более 100 лет. Перед зданием цирка стоит знаменитый   ав...

Юрий Юрьевич Дуров

News image

Родился 11 октября 1954 года в городе Тбилиси, где его родители, цирковые артисты, были на гастролях. Отец - Народный Артист СССР Юр...

Харьковский государственный цирк

News image

Харьковский государственный цирк – это «кузница» талантов циркового искусства, здесь получали путевку в жизнь многие знаменитые на Украину и весь ми...

Мировые цирки - Цирковые представления - Незаметные, но незаменимые


PostHeaderIcon Незаметные, но незаменимые

Мир цирка - Цирковые представления

незаметные, но незаменимые

Условно всех работников цирка можно поделить на три категории. Это артисты, которые имеют специальное образование и навыки работы на манеже, работники общепринятых специальностей, и представители особых, цирковых профессий.

О главных действующих лицах в цирке — актерах — написано много. Мы же хотим поговорить о тех незаметных, но незаменимых людях, без которых выступления не могли бы состояться. И первая цирковая профессия, с которой мы бы хотели вас познакомить, носит диковинное название шпрехшталмейстер.

Шпрехшталмейстеры или инспекторы манежа — работники, контролирующие работу на манеже. Инспектор обязан присутствовать на каждой репетиции и представлении. Он составляет график репетиций на арене, ведь артистов много, а «ковер один»: нельзя допустить толкучки. Для выполнения нагрузки каждый артист должен в месяц выступить определенное количество раз. Инспектор ведет табель, где фиксирует каждое выступление. Работа ответственная, требующая не только организованности, но и знания специфики циркового представления.

Зрительское внимание во время сеанса сосредоточено на артисте, и людей, стоящих возле бордюра арены, одетых в одинаковые форменные костюмчики, часто не замечают. Эти люди всегда «на подхвате», всегда в нужный момент оказываются в нужном месте. Работники, обслуживающие арену во время представления, называются униформистами. Круг их обязанностей довольно разнообразен. Они страхуют артистов во время представления и на репетициях, выводят животных на манеж, помогают устанавливать реквизит на арене. В передвижных цирках к обязанностям униформиста добавляются также помощь в сборке шатра и основных его конструкций. Хороший униформист должен знать правила обращения с животными, разбираться в системе установки цирковой аппаратуры. Работают униформистами в основном, студенты. Особых знаний поначалу не требуется, было бы желание вникнуть в детали своей работы.

Более высокая ступенька в иерархии цирковых работников — ассистенты. Они находятся непосредственно на сцене, помогают выполнять артисту трюки. Ассистент закрепляется за отдельным номером или аттракционом, вместе с артистом репетирует и готовится к выступлению. Наиболее талантливые имеют шанс со временем стать артистами.

Чтобы представление прошло гладко, необходимо следить за разнообразным механическим реквизитом, расположенным на сцене: выдвижными лестницами, канатами, подъемными механизмами. Эту задачу выполняет машинист сцены. Поскольку он проверяет исправность и при необходимости устраняет мелкие неполадки, то должен разбираться в тонкостях механики и обладать повышенным чувством ответственности. Ведь от качества его работы зависит жизнь и здоровье артистов.

Цирковое представление не могло бы состояться без электроосветителя. Нельзя сказать, что это профессия сугубо цирковая, но все же у циркового осветителя должны быть специфические навыки. Если в ходе представления он случайно наведет прожектор на зверя или ослепит лучом воздушного акробата, все усилия артистов пропадут даром. Зверь начнет нервничать, акробат потеряет ориентацию, выступление может сорваться. Осветитель принимает участие в репетициях, пробует различные варианты освещения артиста, чтобы на представлении «блеснуть» лучом прожектора в нужном направлении. Специальное образование для работы осветителем не требуется, но обязательно каждый год необходимо сдавать экзамены и проходить переаттестацию.

Музыка и различные шумовые эффекты — неотъемлемая часть представления. За то, чтобы мелодия звучала в унисон с действием, происходящим на манеже, отвечает специалист по звукозаписи. Звуковики работают в полном смысле, на высоте: под куполом цирка. Они отвечают за звуковое сопровождение представления, производят видеосъемку. Надо быть сверх внимательным, чтобы в нужное, рассчитанное до секунды время, включить необходимую запись. Да и с техникой необходимо дружить: в своей работе звуковики используют передовые технологии обработки звука. Как и осветители, принимают участие в репетициях и должны присутствовать на всех представлениях.

Цирк привлекает зрителя, помимо всего прочего, еще и яркими необычными нарядами артистов. Каждый костюм уникален, шьется под заказ по эскизам художника по костюмам. А поддерживает его в презентабельном виде костюмерная служба цирка. Эти работники производят чистку и мелкий ремонт сценических костюмов, отвечают за внешний вид всех сотрудников — от гардеробщицы до артиста. Не думайте, что это просто — почистить костюм, сплошь расшитый блестками и стразами. И навыки нужны, и аккуратность. Если костюмерша испортит костюм, номер может быть сорван, да и материальные затраты на изготовление нового высоки.

Через отдел билетного хозяйства проходят все билеты на каждое представление. Их надо проштамповать, вручную написать стоимость, число, на которое назначен спектакль. Распространением билетов занимаются внештатные уполномоченные. Они не получают фиксированной оплаты, их доход — процент от суммы проданных билетов. Один работник способен в месяц реализовать десяток билетов, другой сотню. Именно от распространителя зависит, будут ли раскуплены билеты на представление, поэтому успешным «продавцам» в цирке всегда рады.

Представитель медицинской службы цирка присутствует на всех представлениях и репетициях. Его задача — оказание, в случае необходимости, медицинской помощи зрителям и артистам. В состав этой службы входит дипломированный врач и медсестра.

Есть в цирке и рабочие специальности, без которых никак не обойтись. Слесари, токари, столяры так же незаменимы, как и любой артист. Ведь надо кому-то и стулья чинить, и реквизит содержать в порядке: здесь подпаять, там подклеить…

— В цирке нет ненужных людей, — говорит Людмила Николаевна Савченко, начальник отдела кадров Киевского Государственного цирка, — любому, кто обратится к нам с просьбой дать работу, подыщем место.

К сожалению, уровень зарплат технического персонала в цирке очень низок (см. таблицу). Поэтому тут всегда рады новому человеку, стараются сделать так, чтобы он влился в дружную цирковую семью, стал «своим».

Многие артисты, даже выйдя на пенсию, не могут расстаться с родными стенами. И идут работать гардеробщиками, администраторами, униформистами. Потому что цирк, как красивая избалованная барышня, либо сразу отвергает неподходящего ему человека, либо заставляет полюбить себя навсегда.

— Владимир Кошеваров был воздушным акробатом, а сейчас на пенсии, работает инспектором манежа, — рассказывает Людмила Николаевна. Говорит, что не может без цирка. Все здесь родное: и запахи, и музыка. А бывает и так: приходит молодой человек работать униформистом, а со временем становится артистом или ассистентом артиста.

Цирк — это не только веселье. Это еще и ежедневный труд сотен людей, высшая оценка которому — счастливые глаза малыша, говорящего: «Мамочка, мне так понравилось! Давай завтра опять придем в цирк!»

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Авторизация